Мариинский театр везет на гастроли махину восстановленного «Спартака» Леонида Якобсона.


Сцена из балета «Спартак»

Первое, что должен знать идущий на этого «Спартака» зритель, — его ждет грандиозное красочное зрелище на три часа двадцать минут с двумя антрактами. Поклонникам Мариинского к такому размеру не привыкать, но здесь есть чем особо гордиться, все-таки перед нами не Вагнер, а собственный Мариинский эксклюзив с особой легендой. Спектакль 1956 года рождения ставил Леонид Якобсон, непризнанный советской властью гений, окончивший карьеру в мюзик-холле и провинциальных театрах. Эстет и вольнодумец, он увидел в истории Спартака в первую очередь не восстание масс (что было бы любо власти), а бурление античного мира (что власть оценить не могла). Для этого Якобсон затеял собственную эстетическую революцию. Балерины у него сошли с пуантов ради экспрессивных плясок на полной стопе, корсажи и пачки сменили на струящиеся туники, виртуозное исполнительство уступило выразительности жеста.

Чтобы приблизиться к античности, Якобсон вдохновлялся античными барельефами, а для выражения мощи Рима рассчитывал на громадный масштаб. По сцене шествовали массы солдат, рабов, плакальщиц, словно срисованные с древних ваз. Под стать была и сочная партитура Арама Хачатуряна. Но линейные барельефные изображения не предусматривали объем, и потому поставленные Якобсоном пляски целиком зависели от харизмы артистов. Если на сцену выходила ленинградская легенда Алла Шелест в роли соблазнительницы Эгины, зал стонал, все прочие не впечатляли.

Восстанавливая этого «Спартака», Мариинский продолжил курс на активацию своего эксклюзивного наследия. В штате репетиторов еще есть артисты, танцевавшие премьеру, и они передали текст новому поколению «из ног в ноги». Однако балет вызвал и полный восторг, и полное разочарование, и в основную конкурсную программу «Золотой маски» «Спартак» все-таки не попал. Тем интереснее понять, что же все-таки получилось: роскошная мумия или живой спектакль. Респект фестивалю и театру, что дадут москвичам такую возможность.