Фестиваль «Новая драма» теперь называется «Новой пьесой» и проходит под крылом «Золотой маски», но по сути это все тот же смотр лучшей современной драматургии на постсоветском пространстве от Вильнюса до Красноярска.


Сцена из спектакля «Mistras»

Хедлайнер нынешней «Новой пьесы» — спектакль Mistras, поставленный Римасом Туминасом в Малом театре Вильнюса. Поклонники режиссера наверняка помнят его хулиганский «Мадагаскар», иронизирующий по поводу острой тяги литовцев к независимости. Новый спектакль мастера поставлен по пьесе того же автора, Мариуса Ивашкявичуса, но на этот раз рассказывает об особом мессианском пути польского народа, идею которого поэт-романтик Адам Мицкевич и мистик Анджей Товянский проповедуют в салоне Жорж Санд.

В дискуссию о национальной мании величия вступает не менее остроумная пьеса молодого польского драматурга Дороты Масловской «У нас все хорошо», поставленная в саратовском ТЮЗе. Ее героиня, живущая с матерью и бабкой в тесной квартирке, презирает убогую жизнь страны бывшего соцлагеря и считает себя не полькой, а европейкой. Режиссер спектакля Георг Жено посадил зрителей на поворотный круг и превратил их из сторонних наблюдателей в соучастников действия.

Выпускник Льва Додина Дмитрий Волкострелов придумал другой постановочный трюк: он предлагает следить за героями пьесы Павла Пряжко «Запертая дверь» не то чтобы через замочную скважину, но через объектив видео. Под прицелом камеры молодые офисные служащие ведут переговоры, пьют чай с печеньем и слушают любимую музыку, а в это время — прямо как по Чехову — решаются их судьбы.

Если вы сторонник традиционного психологического театра, рекомендуем сходить на спектакль Омского театра драмы «Экспонаты» по пьесе Вячеслава Дурненкова. Здешняя труппа — одна из лучших в стране, и колоритных жителей захудалого провинциального городка, который столичные авантюристы решили превратить в этнографический музей, омские артисты играют вкусно, с азартом и оттяжкой.

Помимо постановок современных пьес в смотре принимают участие спектакли в технике verbatim, основанные на монологах реальных людей. Один из них, «Бривибас, 36» из Латвийского театра «Дайлес», инсценирует акцию протеста рижан против социального геноцида. Прямо на сцене актеры разбивают палаточный лагерь и оказываются в шкуре бойцов за справедливость. Еще один любопытный спектакль из Латвии «Битва У» сыграют вообще не в театре, а в одной из московских школ. Зрителей проведут по классам, столовым и даже туалетам, а потом соберут в спортзале, где разыграется последний акт этой истории, неожиданно трагический и серьезный.