17 мая в Москве открывается Пятый международный театральный фестиваль им. Чехова. До середины июля театралы увидят многое из того, чего они вообще никогда не видели. Десяток азиатских театров, высокотехнологические опусы лидеров европейского театрального авангарда, два вечерних уличных шествия.

Первое шествие стартует 17 мая в 21.30 от Камергерского переулка, что-бы завершиться на Тверской площади у мэрии. Спектакль «Демоны» испанского театра «Комедианты» будет зрелищем с огнем и фейерверками (на фото), отчего московские чиновники всерьез опасаются, как бы демонический театр не выжег Москву по примеру Наполеона. Огненное шоу играется уже около двадцати лет в разных уголках мира, и отличие одних спектаклей от других заключается в изменении городского ландшафта.

Актерам-каталонцам, некогда сильно пострадавшим от диктатуры генерала Франко, придется оживлять монументальную сталинскую архитектуру парадной улицы Горького. На Тверской площади, куда будут пускать всех желающих, развернется битва «красных» и «белых» демонов, борьба страсти и аскезы, эротики и сдержанности. Кстати, готовьтесь, актеры будут провоцировать зрителей на неадекватные поступки.

С 18 по 25 мая на сцене Театра им. Пушкина – главный международный проект Чеховского фестиваля. Британец Деклан Доннеллан репетирует с русскими актерами «Двенадцатую ночь» Шекспира. Александру Феклистову, Михаилу Жигалову, Игорю Ясуловичу, Дмитрию Дюжеву и Александру Яцко повезет больше – они сыграют мужские роли, а вот Андрею Кузичеву и Алексею Дадонову – меньше, их ждут женские персонажи. Принципами шекспировского мужского театра Москву уже не удивишь: в столице за этот год уже появились и женофобская «Ромео и Джульетта», и точно такая же «Двенадцатая ночь», правда, на английском языке. Эта пьеса Шекспира весьма располагает к «половым» экспериментам: в тексте есть мотив подмены пола и внешней схожести двойняшек, брата и сестры.

18 и 19 мая на Малой сцене чеховского МХАТа выступает «Мехр театр груп» из ортодоксальной мусульманской страны Иран. О степени «продвинутости» иранского спектакля Амира Кухестани говорит хотя бы тот факт, что в его «Танцах на стекле» использована музыка групп Metallica и Dead Can Dance. Потомки древних персов играют спектакль о сопротивлении закостеневшим традициям, о том, что бескровные каноны превращают жизнь в «танец мертвых», а любовь истаивает под взглядом суровых воспитателей.

Чеховский фестиваль в фактах и цифрах

Актеров – 940 человек

Переводчиков – 691 человекодень

Администраторов – 336 человекодней

Грузы,            предоставляемые к таможне, – 42 (автотранспортом),
5 (авиа)

Из Франции для спектакля «Кони ветра» конного театра «Зингаро» везут:

l 780 кг корма для лошадей

l 6 трейлеров с декорациями, реквизитом и шатром, который установят в Коломенском

l 30 дрессированных гусей (самолетом)

 

Из Испании для детского спектакля «Буфапланетес», где используют мыльные пузыри, везут:

l 10 литров чистой воды

l 15 литров жидкого мыла

 

Из Южной Кореи для спектакля «Cookin’», где зрителей ждет театрализованный процесс приготовления пищи, везут:

l 70 барабанных палочек

l 50 пар палочек для еды

l 150 одноразовых тарелок

l 32 керамические тарелки

l 50 белых и 20 оранжевых кухонных полотенец

l 6000 маленьких разноцветных пластиковых шариков

 

Из Японии для спектакля «Сирано де Бержерак» везут:

l Плато из искусственных цветов:
22 штуки размером 84x192x70 см,
5 штук размером 36x180x100 см,
5 штук размером 70x80x100 см (каждое массой примерно по 40 кг)

l 50 татами

l 6 деревянных колонн

 

10 самых значительных событий
Чеховского фестиваля

1. «Кони ветра». 23 мая–12 июня.
Коломенское

Бартабас, пастух-режиссер, и его театральные кони из театра «Зингаро» показывают на берегу Москвы-реки завораживающую историю о тибетских духах.

2. «Cookin’». 27 мая–1 июня.
На сцене Театра им. Пушкина

Корейско-американское шоу, в котором ритмичное мастерство приготовления пищи сродни театральному празднику и вместе с тем экстатическому ритуалу.

3. Передвижной театр «Коробка».  
27–31 мая.

У здания МХАТ им. Горького

На цоколе «доронинского» МХАТа установят коробку, которая скроет не более сотни зрителей и чуток актеров: таким образом, почти на улице немцы из Штуттгарта покажут несколько современных пьес. В их числе скандальные «Монологи вагины» и текст россиянина Евгения Гришковца «Одновременно».

4. «Сказание о Му Квей-Инг, воительнице с нежным сердцем».
3–7 июня.
На сцене МХАТ им. Горького

Китайская народная опера, сохранившаяся на острове Тайвань в первозданном виде, – еще не тронутой «революционными» влияниями маоистской культуры.

5. «Жорж Данден». БДТ им. Товстоногова.
5–8 июня.
На сцене Малого театра

Именитый французский режиссер Жак Лассаль приехал в Петербург, чтобы преподать российским актерам навыки подлинного мольеровского театра.

6. «Буфапланетес». 8–12 июня.
На сцене театра «Эрмитаж»

Хит детской фестивальной программы: спектакль
с использованием мыльных пузырей.

7. «Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки». 12–17 июня.
На сцене Мхат им. Горького

Японский театр Кабуки представляет пьесу XVIII века, написанную Тикамацу Мондзаэмоном для кукольного жанра Дзёрури. В ролях влюбленных – отец и сын, Накамура Гандзиро III и Кандзяку V.

8. «Мастер и Маргарита». 21, 22 июня.
На сцене Мхат им. Горького

Политический спектакль Франка Касторфа, режиссера с ультралевыми убеждениями и просталинской концепцией романа Булгакова.

9. «Ревизор». 25–27 июня.
На сцене Театра армии

Режиссер Маттиас Лангхофф докажет, что гоголевская пьеса сродни итальянской комедии масок. В роли Осипа – знаменитый Ферруччо Солери, два года назад потрясший до слез Москву в роли Арлекино, слуги двух господ.

10. «Прекрасная мельничиха».
4–6 июля.

На сцене Театра армии

Швейцарский авангардист Кристоф Марталер добивается в оперном жанре невероятно комического эффекта. Коронный номер – марш голых поп.