Лейла Гучмазова
2 февраля 2011

«Русалочка»: мечта, которая не тонет

В МАМТе представляют премьеру волшебно красивого балета «Русалочка», созданного знаменитым гамбургским хореографом Джоном Ноймайером.

Хореограф Джон Ноймайер давно причислен к лику классиков. Как только стало возможно, русские театры наперебой кинулись к нему с просьбами о постановках или переносе уже готовых спектаклей на свою сцену. Мэтр вразнос не пошел. Его одноактовку показывали в Мариинском, по одному не новому спектаклю получили Большой и МАМТ. Но Музыкальный имени Станиславского танцевал «Чайку» Ноймайера с таким упоением, что хореограф решился на продолжение связи, и теперь грядет долгожданная премьера «Русалочки» по сказке Андерсена.

Восхвалять ее первоисточник — занятие убогое, ведь философский подтекст этой нежной и грустной сказки очевиден даже детям. Ноймайер вдохновился им по заказу Датского Королевского балета к юбилею великого сказочника, для страны, где Андерсен стал национальным достоянием. И вослед датчанину увидел в образе Русалочки символ невоплотимой мечты, такой же прекрасной, как и обреченной. Трагичная немота героини давала много возможностей для балетных решений, а абсолютная незашоренность Ноймайера в сценографии сделала спектакль по-настоящему волшебным — и декорации, и костюмы мэтр придумывал сам.

Отдельно стоит сказать о причудливости связей. Музыку к балету по заказу самого Ноймайера написала Лера Ауэрбах, уроженка города Челябинска, подростком уехавшая из России и ставшая успешным композитором. Да, у нас ее имя публике неизвестно, тем любопытнее услышать, чем она привлекла крайне требовательного к музыкальной составляющей спектакля мастера. Русских зрителей удивит вмонтированная в партитуру песенка «Цыпленок жареный...», но композитор сочла, что это прекрасная иллюстрация к миру человеческой пошлости, с которым Русалочке никогда не ужиться. Композитор своими средствами поддержала идею Ноймайера о том, что Русалочка не вписывается никуда — ни в морскую среду, ни в мир людей.

Потому хореограф делает границу между этими двумя мирами подвижной, синий цвет моря переходит в синий цвет воздуха, и их очертания размыты, а под верхним колосником «плавают» игрушечные корабли, могущие в мгновение ока утонуть в пучине. Гениально просто Ноймайер придумывает и рыбий хвост Русалочки — струящуюся ткань, скрывающую стопы в пуантах. А вот когда Русалочка ценой жестокой жертвы обретает пару ног, «рыбий» костюм с нее сдирают, словно кожу. Первый же шаг дается ей с такой болью, что она падает в инвалидное кресло.

Сюжетная линия остается без изменений, и все извивы истории о роковой ошибке Принца и отчаявшейся Русалочке сохранены. Однако Ноймайер ввел в спектакль некое подобие кинематографического камео: он обрамляет действо историей Поэта, который сначала выдумывает Русалочку, а в финале встречает ее на звездном небе. Вряд ли хореограф старался не расстраивать впечатлительных детей, тут другое. Он просто намекнул, что идеальный образ остается идеальным, а смерть правильнее всего воспринимать как переход из земного бытия в другое пространство. Если кто-нибудь когда-нибудь скажет вам, что для балетной сказки это слишком тонкая мысль, отправляйте его в Музыкальный театр имени Станиславского.
 

Отзывы о ««Русалочка»: мечта, которая не тонет»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Вт, 21 ноя | Современник, драма Вт, 21 ноя

Ремейк легендарного спектакля о любви.

Пт, 24 ноя | Студия театрального искусства, драма Пт, 24 ноя

Инсценировка дневников классика.

Вс, 19 ноя | Школа современной пьесы, драма Вс, 19 ноя

Гришковец в роли бармена разговаривает по душам со звездами театра.

Премьера

Вт, 21 ноя | Et Cetera, драма Вт, 21 ноя

Режиссерская версия гоголевской пьесы с Калягиным в роли Хлестакова.

Чт, 23 ноя | Мастерская Петра Фоменко, драма Чт, 23 ноя

Светлый спектакль фоменок по рассказам Юрия Казакова.

Премьера

Сб, 25 ноя | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балет Сб, 25 ноя

Одноактные балеты великих хореографов.

Премьера

Ср, 22 ноя | Театр им. Евг. Вахтангова (Симоновская сцена), драма Ср, 22 ноя

Яркий спектакль Андрея Максимова о судьбе Екатерины Великой.

Опера по Евангелию, театр-цирк и и другие спектакли, которые шокируют даже подготовленных театралов.

Выбрали для вас комедии с массой отличных шуток и звездами в главных ролях.

Театр им. М.Н. Ермоловой, драма

Осовремененный Вампилов и Иван Янковский в роли Зилова.