Кирилл Серебренников выпускает на сцене «Табакерки» спектакль по нашумевшему роману «Околоноля», авторство которого приписывают Владиславу Суркову.


Кирилл Серебренников

Редкий спектакль наделал столько шума еще до премьеры, сколько выпало на долю этого. Когда Олег Табаков сообщил, что хочет поставить в одном из своих театров роман Натана Дубовицкого и уже рекрутировал на это дело Кирилла Серебренникова, в обществе поднялась настоящая буря. Причем спорили даже не о том, плох или хорош роман, опубликованный в журнале «Русский пионер». Критики сошлись во мнении, что картина прогнившего постсоветского королевства явлена в нем очень верно и красочно, и автору таланта не занимать.

Основная дискуссия развернулась вокруг имени этого самого автора. Большинство читающей публики уверено, что под псевдонимом Натан Дубовицкий скрывается замглавы администрации президента Владислав Сурков. А инсценировать сегодня роман всемогущего кремлевского кардинала — все равно что идти на сделку с дьяволом или по крайней мере откровенно заигрывать с властью.

Но руководитель «Табакерки» решительно отвергает обвинения в подхалимаже и уверяет, что просто «совпал с автором по болевому ощущению». А Кирилл Серебренников утверждает, что прочитал публикацию, еще не зная, кто такой Натан Дубовицкий, и нашел, что этот роман «парадоксально и талантливо осмысляет наше время».

Впрочем, даже если бы этот текст принадлежал какому-нибудь рядовому литератору, на театральной сцене он все равно наделал бы шуму. Уж больно жестко и радикально изображена там наша действительность. Для тех, кто еще не знаком с этим знаковым произведением нулевых, сообщим вкратце сюжет. Интеллигентный бандит Егор Самохвалов занимается махинациями в сфере книжного бизнеса, политпиаром, заказными статьями и контролирует типографии и магазины. Но однажды его любовница, неудачливая актриса, пропадает при очень странных обстоятельствах, как раз после премьеры артхаусного фильма, в котором ее героиня была жестоко изнасилована и убита. Герой подозревает, что съемки были документальными. Но не будем открывать до конца все перипетии сюжета. Ведь главное здесь — не экзотическое преступление, а еще более страшная повседневность, все те ужасы насквозь коррумпированного, разлагающегося общества, о которых мы все знаем, но предпочитаем не думать. Вот от этого «недумания» и праздного забвения и хочет встряхнуть публику Кирилл Серебренников. Скандальный роман он намерен превратить в кровавый гиньоль. Так что мало никому не покажется. Лица до 16 на спектакль не допускаются.