Марина Шимадина
15 декабря 2010

«Записки сумасшедшего»: только из Питера

Кама Гинкас наконец выпускает задуманный год назад спектакль по гоголевским «Запискам сумасшедшего». Но роль Поприщина вместо Сергея Маковецкого в нем исполнит петербургский актер Алексей Девотченко.


Поприщин — Алексей Девотченко

Широкому зрителю он известен по сериалам «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила». Лет десять назад примерно то же самое писали про Константина Хабенского, приглашенного работать в МХТ. Театральная слава питерских актеров, даже отмеченных «Золотыми софитами», до Москвы почти не долетает. К тому же Алексей Девотченко — свободный артист без постоянного места приписки. Ученик Льва Додина, он служил почти во всех питерских театрах — ТЮЗе и Александринке, имени Ленсовета и на
Литейном, в БДТ и МДТ, но нигде не прижился. Сложный характер, любовь к выпивке да еще и активная гражданская позиция: живой журнал Алексея Девотченко пестрит сообщениями о маршах несогласных, письмами в защиту Ходорковского и критикой нынешней власти. Неудивительно, что в театрах его не жалуют.

При этом Девотченко — актер редкого таланта, нервный, импульсивный, пластичный. Его Хлестаков, сыгранный в «Ревизоре» Валерия Фокина, был не то что мелким бесом, но неким инфернальным созданием, притягивающим к себе, как черная дыра. А эксцентричный Шут в додинском «Короле Лире» выглядел юродивым, способным говорить правду тирану. Таким же шутом был его Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании» Григория Козлова, после которого актер, как говорится, проснулся знаменитым. Но по природе Девотченко — волк-одиночка и лучшие свои роли сыграл соло. Его визитная карточка — моноспектакль «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом», где он виртуозно меняет маски, мгновенно переходя от лирики к гротеску.

В спектакле «Записки сумасшедшего» любимый жанр актера сойдется с его любимой темой Петербурга. Девотченко — петербуржец до мозга костей. Он любит депрессивную питерскую осень и протестует против строительства «Охта-центра», который нарушит горизонтальную перспективу города. В моноспектакле «Дневник провинциала» по роману Салтыкова-Щедрина он уже играл маленького человека, которого огромный имперский город подавляет, пережевывает и выплевывает, доведя до безумия. В гоголевской инсценировке Камы Гинкаса эта тема получит неожиданное продолжение. Его героя, мелкого чиновника Поприщина, сводит с ума не столько любовь к директорской дочке, сколько страстное желание прикоснуться к миру глянца, войти в круг успешных и благополучных. И в этом смысле гоголевский текст, полный гротеска и горького смеха, звучит сегодня удивительно современно.

Отзывы о ««Записки сумасшедшего»: только из Питера»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Выбор редакции

27 января (вс) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 января (вс) | 18:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

17 февраля (вс) | 17:00 | Гоголь-центр, драма 17 февраля (вс) | 17:00

Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.

31 января (чт) | 18:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 31 января (чт) | 18:00

Спектакль-кабаре про Первую мировую.

8 февраля (пт) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 8 февраля (пт) | 18:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

7 февраля (чт) | 18:00 | Школа драматического искусства, драма 7 февраля (чт) | 18:00

Ошеломляюще красивый спектакль о жизни Дмитрия Шостаковича и истории еврейского народа.

9 февраля (сб) | 18:00 | Школа драматического искусства, драма 9 февраля (сб) | 18:00

Затейливый перформанс, во время которого лермонтовского демона собирают из тряпок и туалетной бумаги.

Самые аншлаговые спектакли по ценам до 1000 рублей. Пока театралы не спохватились, есть все шансы успеть!

25 января (пт) | 18:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 25 января (пт) | 18:00

Хит Семена Александровского о жизни эксцентричного предпринимателя Давида Яна.

9 февраля (сб) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 9 февраля (сб) | 19:00

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.

7 февраля (чт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, балет 7 февраля (чт) | 19:00

Темпераментный мужской балет о воспитании характера и взрослении.

Премьера

27 января (вс) | 18:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 января (вс) | 18:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

9 февраля (сб) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 февраля (сб) | 18:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.