Марина Шимадина
15 декабря 2010

«Записки сумасшедшего»: только из Питера

Кама Гинкас наконец выпускает задуманный год назад спектакль по гоголевским «Запискам сумасшедшего». Но роль Поприщина вместо Сергея Маковецкого в нем исполнит петербургский актер Алексей Девотченко.


Поприщин — Алексей Девотченко

Широкому зрителю он известен по сериалам «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила». Лет десять назад примерно то же самое писали про Константина Хабенского, приглашенного работать в МХТ. Театральная слава питерских актеров, даже отмеченных «Золотыми софитами», до Москвы почти не долетает. К тому же Алексей Девотченко — свободный артист без постоянного места приписки. Ученик Льва Додина, он служил почти во всех питерских театрах — ТЮЗе и Александринке, имени Ленсовета и на
Литейном, в БДТ и МДТ, но нигде не прижился. Сложный характер, любовь к выпивке да еще и активная гражданская позиция: живой журнал Алексея Девотченко пестрит сообщениями о маршах несогласных, письмами в защиту Ходорковского и критикой нынешней власти. Неудивительно, что в театрах его не жалуют.

При этом Девотченко — актер редкого таланта, нервный, импульсивный, пластичный. Его Хлестаков, сыгранный в «Ревизоре» Валерия Фокина, был не то что мелким бесом, но неким инфернальным созданием, притягивающим к себе, как черная дыра. А эксцентричный Шут в додинском «Короле Лире» выглядел юродивым, способным говорить правду тирану. Таким же шутом был его Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании» Григория Козлова, после которого актер, как говорится, проснулся знаменитым. Но по природе Девотченко — волк-одиночка и лучшие свои роли сыграл соло. Его визитная карточка — моноспектакль «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом», где он виртуозно меняет маски, мгновенно переходя от лирики к гротеску.

В спектакле «Записки сумасшедшего» любимый жанр актера сойдется с его любимой темой Петербурга. Девотченко — петербуржец до мозга костей. Он любит депрессивную питерскую осень и протестует против строительства «Охта-центра», который нарушит горизонтальную перспективу города. В моноспектакле «Дневник провинциала» по роману Салтыкова-Щедрина он уже играл маленького человека, которого огромный имперский город подавляет, пережевывает и выплевывает, доведя до безумия. В гоголевской инсценировке Камы Гинкаса эта тема получит неожиданное продолжение. Его героя, мелкого чиновника Поприщина, сводит с ума не столько любовь к директорской дочке, сколько страстное желание прикоснуться к миру глянца, войти в круг успешных и благополучных. И в этом смысле гоголевский текст, полный гротеска и горького смеха, звучит сегодня удивительно современно.

Отзывы о ««Записки сумасшедшего»: только из Питера»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Вт, 6 мар | Гоголь-центр, драма Вт, 6 мар

Гоголь в трактовке Серебренникова.

Вс, 11 мар | Современник, драма Вс, 11 мар

Пронзительная драма о мальчике-аутисте.

Золотая маска

Пт, 23 фев | Место будет объявлено дополнительно, драма Пт, 23 фев

Необычный спектакль в обстановке обычной московской квартиры.

Золотая маска

Ср, 21 фев | Театр им. А.С. Пушкина, драма Ср, 21 фев

Взрывной спектакль-кабаре о непростом выборе между социальным долгом и обывательским счастьем.

Золотая маска

Ср, 21 фев | Большой театр, опера Ср, 21 фев

Мрачная опера в шокирующей режиссуре, поставленная совместно с английским оперным театром.

Золотая маска

Пн, 26 фев | Театр наций, драма Пн, 26 фев

Рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребенка.

Золотая маска

Вт, 27 фев | Гоголь-центр, драма Вт, 27 фев

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

Золотая маска

Сб, 24 фев | Гоголь-центр, драма Сб, 24 фев

Лиричная фантазия по книге стихов русского поэта Серебряного века Михаила Кузмина.

Премьера

Чт, 1 мар | Школа драматического искусства, драма Чт, 1 мар

Хулиганский спектакль Дмитрия Крымова по Шекспиру.

Ср, 21 фев | Гоголь-центр, драма Ср, 21 фев

Максим Виторган в спектакле про героя футуристической поэмы великого поэта.

Премьера

Вт, 27 фев | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма Вт, 27 фев

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.

Премьера

Ср, 28 фев | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера Ср, 28 фев

Лучшая опера чешского композитора Яначека, главное в которой — национальный колорит.