Международный фестиваль имени Чехова завершает юбилейный чеховский год долгожданной премьерой спектакля Дмитрия Чернякова «Сочинение по случаю».


Дмитрий Черняков

Драматические режиссеры в музыкальном театре не редкость. Постановкой опер в свое время занимались многие мастера — от Станиславского до Някрошюса. А вот оперные режиссеры интересуются драмой крайне редко. В последнее время разве что Дмитрий Бертман делает регулярные вылазки на чужую территорию, но при этом всякий раз играет по своим правилам. В театре Et Cetera он поставил «Мою прекрасную леди» — но это все-таки мюзикл, а в антрепризном проекте «Директор театра», сделанном под Игоря Костолевского и Михаила
Филиппова, соединил пушкинского «Моцарта и Сальери» с произведениями обоих композиторов.

В прошлом году попробовать свои силы в драмтеатре решил молодой оперный режиссер Василий Бархатов. Он сделал шиллеровских разбойников членами радикальной арт-группировки, которые выкладывают свои скандальные перформансы на YouTube. Но интересная концепция и модный европейский стиль постановки не были подкреплены внятным актерским исполнением. Поэтому спектакль, созданный в филиале Театра имени Пушкина, выглядел скорее пробой пера, чем полноценной режиссерской работой.

Опыт Дмитрия Чернякова в драматическом театре был более удачным. В спектакле «Двойное непостоянство» новосибирского театра «Глобус» он превратил маньеристскую пьесу Мариво о взаимной неверности влюбленных в современное реалити-шоу «За стеклом», где зрители становились свидетелями жестокого эксперимента по испытанию чувств. После этого отмеченного «Золотой маской» спектакля Чернякова приглашали в МХТ, он даже собирался ставить там «Синюю птицу» — но не сложилось. Поэтому, когда Чеховский фестиваль объявил о готовящемся «Сочинении по случаю», театралы стали потирать руки в предвкушении нового нестандартного зрелища. Но с самого начала этот проект был окутан туманом неизвестности. Непредсказуемый режиссер менял материал и несколько раз переносил дату премьеры. Да и сейчас, когда проект вырулил на финальную прямую, пресс-служба фестиваля суеверно скрещивает пальцы и скупится на подробности. Точно известно лишь то, что это будет свободная композиция по разным чеховским рассказам, и играть в ней будут Сергей Фролов и Ирина Гринева. Что ж, как показал опыт юбилейного чеховского года, именно такие вольные фантазии на тему (как, например, «Тарарабумбия» Дмитрия Крымова или «Донка» Даниэля Финци Паски) смотрятся сегодня наиболее свежо и интересно.