Композитор Игорь Демарин выносит на суд публики романтический триллер «Парфюмер».


Парфюмер — Игорь Демарин

«Америка-разлучница», «Афганский вальс», «Спас на любви», «Доктор время» и даже «Гимн строителей Москвы» — вот хитовый набор Игоря Демарина, который особенно по душе любителям русского шансона. Но плох тот солдат, что не желает стать генералом. И куда годится автор-эстрадник, который не мечтает поразить публику большим музыкальным спектаклем. Впрочем, у Демарина уже есть две рок-оперы: одна — «12 монологов, подслушанных в толпе прохожих» — написана еще в студенческие годы, другая — «Сага о солдате» — создана на стихи Юрия Рогозы. «Парфюмер» будет третьим и самым масштабным его проектом.

Композитор вынашивал «Парфюмера» больше 10 лет. Как только он прочитал роман Патрика Зюскинда о маньяке-убийце с невероятным обонянием, тут же загорелся идеей в звуках передать симфонию запахов, которые окружают героя. Долгое время Демарину не удавалось найти автора либретто. Все поэты с ужасом отмахивались от сюжета: называли его жутким и даже бредовым. Единственным, кто согласился на авантюру, был Юрий Рыбчинский. Вместе они изменили концепцию романа, сделав из монструозного злодея романтического героя.

«Зюскинд показал нам историю рождения творчества. Вначале — страшная унизительная жизнь, которая привела героя, Жан-Батиста Гренуя, к полному отчаянию и депрессии. А затем — творческий прорыв. Сперва была попытка выжить, потом возникло желание постичь аромат. И, наконец, стремление стать владыкой мира. В общем, все как у людей», — объясняет Демарин.

Самое удивительное — это то, как композитору удалось получить права на постановку. Один из самых знаменитых немецких писателей Патрик Зюскинд — крепкий орешек. Его не могли расколоть бывалые бродвейские продюсеры. Лишь режиссеру Тому Тыкверу удалось добиться от него разрешения на экранизацию.

Демарин решил пойти ва-банк и предложил писателю уже готовую партитуру. Понятно — получил отказ. Который его не остановил. Весной 2007-го, не прекращая «обрабатывать» несговорчивого автора, Игорь устроил закрытый показ мюзикла в концертной форме. В конце концов Зюскинд дал благословение, назвав «Парфюмера» «рок-ораторией».

В мюзикле действительно сочетается несочетаемое: вокализ на клавесинную музыку Франсуа Куперена (XVIII век) и ироничные блюзы, оперные арии и страстные рок-баллады. На сцене и того пуще — мощный тенор солиста Большого театра Владислава Пьявко встретится с рычащим вокалом Валерия Яременко и голосом выпускницы «Фабрики звезд» Юлии Михальчик, а академическая хоровая капелла — с симфо-джазом Сергея Жилина.

Чехарда жанров продиктована тем, что происходит на сцене: там сменяется серия картин-воспоминаний. Мы становимся свидетелями суда над Гренуем, где убийца рассказывает, как дошел до жизни такой. Как младенцем был найден под вонючим прилавком на рынке. Как чувствовал себя изгоем: «Да, я не имею запаха, зато не воняю, как вы». Как попал в ученики к знаменитому парфюмеру Бальдини, получающему заказы от Казановы и Папы Римского. И как, наконец, начал составлять свой парфюм любви, состоящий из запахов девственниц. То, что девушек приходилось убивать, — издержки производства. Что значат пара-тройка девиц рядом с великой целью по завоеванию мира! «Я — парфюмер, я — парфюмер, я сам и Бог, и Люцифер», — поет Гренуй в финальной арии перед тем, как толпа растерзает его.

Надеемся, Демарин, который сам выйдет на сцену в роли злодея-гения, избежит этой участи после премьеры.