В Театре на Малой Бронной выпускают комедию Гоголя с участием Даниила Страхова и Леонида Каневского. Журнал «Ваш досуг» составил обзор Ревизоров, идущих на столичных сценах.


Сцена из спектакля «Ревизор» Малого театра

Из всех гоголевских произведений «Ревизор» — самый частый гость на столичных подмостках. Вполне может составить конкуренцию «Чайкам» и «Гамлетам». Что, в общем-то, неудивительно. Гоголевские дураки и дороги в России всегда актуальны, а описаны они так вкусно и смачно, что любо-дорого играть. Каждую интерпретацию этой гениальной пьесы можно отнести к одному из пяти типов постановок.

Тип первый: вечная классика

Если вы хотите познакомить своего отпры ска с настоящим «Ревизором» без всяких там модных концепций, ведите его в Малый театр. Ведь именно здесь 175 лет назад состоялось первое
в Москве представление гоголевской комедии с Михаилом Щепкиным в роли Городничего. Автор новой постановки Юрий Соломин очень старался не забыть великих традиций и во всем следовать «букве и духу» Гоголя. В результате получилась идеальная иллюстрация к школьной хрестоматии, где все персонажи выглядят именно так, как представляла их ваша учительница по литературе.
5, 9 декабря, Малый театр

Тип второй: просто комедия

Такую трактовку выбрал мастер развлекательного жанра Евгений Писарев, выпустив в Театре им. А.С. Пушкина новую молодежную редакцию спектакля, в котором он когда-то сам с успехом играл Хлестакова. Здесь из каждой реплики стремятся сделать гэг и заставить публику хохотать, но в целом остаются в рамках приличий. Сюда тоже часто водят классы, подросткам нравится.
24, 25 декабря, Театр им. А.С. Пушкина

Тип третий: современная комедия

Многим режиссерам гоголевская сатира кажется недостаточно смешной, и они делают апгрейд пьесы, доводя ее до уровня «Аншлага». В постановке известной хулиганки Нины Чусовой Хлестаков — Гоша Куценко — отрывается в ночном клубе, Городничий — Игорь Яцко — выглядит криминальным авторитетом, а унтерофицерская вдова предстает садомазохисткой с плеткой.
24 декабря, Театр им. Моссовета

Тип четвертый: театральное исследование

Броским внешним эффектам режиссер Алексей Левинский предпочитает вдумчивое и неторопливое чтение текста. Его аскетичную постановку «Сцены из «Ревизора», сделанную с учениками магистратуры ЦИМа и Школы-студии МХАТ, стоит посмотреть ради приемов знаменитой биомеханики Мейерхольда, которую режиссер пытается применить на практике. Еще один важный спектакль в мейерхольдовском духе сделан Валерием Фокиным в Александринском театре. Как и знаменитая постановка ГОСТИМа 1926 года, он наполнен гоголевским мистическим мороком и приближается к театру абсурда. Ради такого зрелища можно специально съездить в Питер.
28 ноября, последний показ, ЦИМ; 28 ноября, 25 декабря, Санкт Петербург, пл. Островского, 6, www.alexandrinsky.ru

Тип пятый: политическая сатира

Именно к этому жанру, судя по всему, будет тяготеть спектакль Театра на Малой Бронной. Пьеса, «задирающая общественные злоупотребления», как аттестовал ее сам автор, в России всегда звучит злободневно. Взяточничество, самоуправство и беззаконие — когда у нас этого не было? Режиссер Сергей Голомазов решил перенести действие пьесы в середину XX века, когда приезд чиновника по особым поручениям был чреват самыми серьезными последствиями. На афише спектакля Даниил Страхов красуется в белом военном кителе, характерным жестом заложив пальцы за лацканы. И его вроде бы добродушная улыбка не сулит ничего хорошего. Так что главным действующим лицом в этом спектакле будет не смех, а страх.
26, 27 ноября, 3, 4 декабря, Театр на Малой Бронной