В Большом театре возобновляют «Раймонду». Старинный балет не был в афише ГАБТа всего пару лет, но этого срока оказалось достаточно, чтобы и солисты, и кордебалет подзабыли нюансы трехактного опуса. Вспомнить наверняка будет нетрудно. «Раймонда» Петипа давно отредактирована Юрием Григоровичем, а именно из его версий классики на 80% состоит сегодняшний балетный репертуар Большого театра.

Это странный спектакль. С одной стороны, он прочно числится в золотом списке балетной классики с 1898 (!!!) года, когда придворный балетмейстер, 80-летний Мариус Петипа создал свой последний значительный балет. Тем не менее «Раймонда» никогда не имела и половины популярности «Лебединого озера», «Щелкунчика» или «Спящей красавицы». И непонятно, почему. Вроде бы все есть для успеха: сказочно-мистическое либретто – не хуже романов жанра «фэнтези», прихотливая вязь классической хореографии, броские танцы в мавританском стиле.

Сюжет из эпохи крестовых походов, странствующих менестрелей и куртуазных любовных игр. Графиня Раймонда де Дорис живет в старинном замке в Провансе XII века. Любви юной девы жаждут двое соперников – благородный рыцарь Жан де Бриен, законный жених Раймонды, и вероломный страстный сарацин Абдеррахман, который делает попытку похитить графиню. По ходу спектакля разворачиваются аристократические променады с поклонами, возникают воинские поединки и, конечно, множатся традиционные балетные видения, насылаемые таинственной покровительницей рода Дорис – Белой Дамой.

Танцы Раймонды необычайно разнообразны: нежный танец «пиццикато» с бисерными «перебираниями» пуантов, лирическая вариация с шарфом, когда героиня тоскует об уехавшем на войну женихе, радостное любовное адажио с Жаном де Бриеном и знаменитое соло в последнем действии, когда классические па тонко разукрашены деталями венгерского фольклора. Вокруг главных героев разворачиваются массовые танцы: провансальский вальс, томная романеска, выход подруг Раймонды с трубадурами, огненный сарацинский панадерос. И все это великолепие длится под парадно-торжественную, а в какие-то моменты интимную музыку Александра Глазунова.

Составы:

По неофициальным слухам, вокруг исполнителей развертывается интрига. Поначалу не вызывало сомнений, что первый спектакль станцует нынешняя любимица Григоровича Анастасия Волочкова, а рыцарем при ней станет Евгений Иванченко. Надо сказать, что «партнерствует» с Волочковой он уже несколько лет – с тех пор, как с ней отказались танцевать почти все солисты Большого. Для этой миссии Иванченко был в срочном порядке выписан из балета Мариинки. В 1998 году Волочкова станцевала ГАБТовскую Раймонду впервые. Ее средневековая графиня была похожа на современную красотку из модного клуба для миллиардеров.

Чем ближе к премьере, тем упорнее поговаривают о том, что Волочкову отставили во второй ряд, а в первый выдвинули наиболее желательный (с точки зрения качества танца) состав из «списка Григоровича»: Надежду Грачеву и Андрея Уварова. Балетоманы рады.

И все же какой из слухов окажется верным, можно будет узнать на премьере 10 мая.