Музыкальный театр им. Станиславского представил очередной беспроигрышный проект. Одноактный балет Slice to sharp («Затачивая до остроты») поставил модный финский хореограф Йорма Эло.


Это его первый показанный в России спектакль и первая работа с русской труппой, потому стоит представить героя. Сегодня Йорма Эло один из самых модных балетмейстеров мира (их в принципе можно сосчитать на пальцах одной руки) и, что самое приятное, он «немного наш». В рамках стажерских программ петербургской Вагановки финский подросток проходил здесь курс исполнительского мастерства. Так что в биографии мировой знаменитости значится «окончил Финскую национальную балетную школу и Академию Русского балета им. А. Вагановой», что не пустячок, а гарантия твердого знания классики. Это обстоятельство автоматически повышает его авторитет как минимум в России, где, в отличие от остального мира, подозрительно относятся к пришедшим в балет чужакам из «соседних» отсеков искусства. Между тем обольщаться не стоит, консервативных привычек не ждите. Эло танцевал во всеядном Финском национальном балете и хулиганском шведском Кульберг-балете, а в начале девяностых пришел в самое правильное место, Нидерландский театр танца Иржи Килиана. Пока он танцевал в спектаклях гениев либерального танца — Килиана, Матса Эка, Уильяма Форсайта — его вкус оформился окончательно, а творческий зуд вытолкнул из артистов в хореографы.

Ныне спектакли постоянно работающего в Бостоне Йормы Эло танцуют в Базеле, Осло, Копенгагене, в родных Финском национальном и Нидерландском театре танца. Он сам придумывает костюмы, свет и видео для своих постановок. О том, что Эло умеет фантазировать, можно судить по его постоянному сотрудничеству с такими на диво разными коллективами, как New York City Ballet и чикагский Hubbard Street Dance. Словом, МАМТ еще раз сделал беспроигрышную ставку, пополнив новинкой от Йормы Эло свою коллекцию современных спектаклей.

Балет «Затачивая до остроты» Эло поставил для труппы New York City Ballet (2006). Автора вдохновила музыка композиторов XVII–XVIII веков — всем известного Антонио Вивальди и известного хуже Генриха Бибера. В какую сторону завела его фантазия, просчитать невозможно, но будьте уверены, утонченный мир барокко найдет свое воплощение в крепко сколоченном современном формате. К тому же премудрый МАМТ подобрал к премьере показательный контекст.

К двум балетам Иржи Килиана театр добавил красивую штучку «Па де Катр» — стилизованное под старину соревнование в классическом танце четырех лучших балерин труппы. То есть максимально погрузил новинку в неоклассическое соседство.