В театральном центре на Дубровке — премьера мюзикла «Обыкновенное чудо». Его авторы — композитор Геннадий Гладков и поэт Юлий Ким. Те самые, которые когда-то приложили руку к созданию легендарного фильма с Янковским, Абдуловым и Леоновым.


Сцена из мюзикла «Обыкновенное чудо»

«Обыкновенное чудо» — проект уникальный по многим причинам. Во-первых, в Москве сейчас нет ни одного российского мюзикла, идущего в режиме ежедневного показа. Сегодня это по плечу лишь крупным европейским компаниям, привозящим к нам кальки западных постановок. Но дело не в этом. Часто приходится слышать, что жанр мюзикла чужд нашему зрителю, воспитанному на психологическом театре. И создатели «Чуда» намерены доказать, что это не так.

Композитор Геннадий Гладков, автор хитов «Приходит день, приходит час» и «Давайте негромко, давайте вполголоса», рассказывает: «Русский мюзикл должен быть с душой. Если все ноги поднимают, это хорошо, но не к месту». Нынешнее «Обыкновенное чудо» — экспериментальный проект, в котором пытаются скрестить западные технологии и русскую театральную школу. Постановщик спектакля Иван Поповски (македонец, который за двадцать лет жизни в России стал ви дной театральной персоной) никогда не работал в жанре мюзикла и подошел к постановке с основательностью драматического режиссера. На каждую роль отобрали по несколько исполнителей, которые не дублируют друг друга, а создают собственные образы. Актеры в восторге.

Журнал «Ваш Досуг» заглянул на репетицию. Вот на сцене сразу два Волшебника. У них с режиссером «совет в Филях» по поводу диалога с Медведем. Помните? «А ты что сделал ради любви к девушке?» — «Я отказался от нее». Нервный и темпераментный Игорь Балалаев (кстати, в мюзикле «Монте-Кристо» он продолжает играть главную роль) хватает несчастного Медведя за грудки и швыряет на пол. Страшно представить, если то же самое с Медведем проделает другой Волшебник — двухметровый богатырь Петр Маркин.

В следующей сцене молодые актеры репетируют объяснение Медведя и Принцессы: в ответ на «звериное» признание в любви следует нежнейшая ария, которая растрогала бы и королевского администратора. И тут вдруг повсюду разливается фантастическое сияние — это Глеб Фильштинский (художник по свету, работы которого много раз получали «Золотую маску») колдует над пультом. Он выписал из Германии какую-то космическую аппаратуру и обещает зрителям чудеса. В спектакле не будет падающих люстр или бомбардировщиков в натуральную величину, но сценография Ларисы Ломакиной — шкатулка, полная сюрпризов. Здесь все движется, крутится, а за стенами дома Волшебника обнаруживается балкон для музыкантов, которые будут сидеть, словно птицы на ветках.

В соседнем зале начинают прогонять куплеты Короля. «В фильме Захарова этот герой не пел по причине немузыкальности Леонова, — рассказывает Юлий Ким. — А в мюзикле Король будет самым вокально богатым персонажем. Мы с Гладковым на нем от души оторвались».

Актер Юрий Мазихин в этой роли тоже отрывается: фонтанирует импровизациями и на словах «никаких испанцев» чертит в воздухе Z, передавая привет другому мюзиклу. Кстати, звона рапир в «Чуде» будет не меньше, чем в Zorro. Постановкой боев занимается Андрей Рыклин, спец по сценическому фехтованию.

А мы возвращаемся на сцену — идет демонстрация новых костюмов. Платья придворных дам, похожие на торты со взбитыми сливками, приводят актеров в экстаз. Авторы недиетических нарядов — дизайнеры Ольга-Мария Тумакова и Вадим Воля (в свободное от театра время они занимаются анимацией и иллюстрируют книги). «В этих нарядах можно не играть, а просто дефилировать по сцене», — смеются актрисы. Но режиссер не дает им прохлаждаться и начинает репетицию массовой сцены. Мы же общаемся с продюсером проекта Алексеем Иващенко: «У нас собралась по-хорошему сумасшедшая команда. Каждый стремится довести дело до совершенства. Помимо известных „мюзикловых“ артистов, мы набрали талантливых молодых ребят. Две-три новые звезды откроем наверняка».