В МХТ им. А.П. Чехова Евгений Писарев ставит пьесу Эдуардо де Филиппо «Призраки» — комедию про веру в чудо, которая оказывается сильнее непреложных фактов.


Сцена из спектакля «Призраки»

В театрах часто случается необъяснимая мода на постановки по одному автору. Нынешний сезон, похоже, пройдет под знаком Эдуардо де Филиппо. В «Табакерке» готовится к постановке «Филумена Мартурано» с участием Олега Табакова и Марины Зудиной. Евгений Писарев планирует поставить в Пушкинском театре «Великую магию», а сейчас выпускает в МХТ «Призраков».

Как и многие другие пьесы Эдуардо де Филиппо, «Призраки» при всей их фантастичности списаны с жизни. Когда писатель был еще мальчиком, его небогатая семья, все члены которой работали в театре, за бесценок снимала дом с дурной репутацией — поговаривали, что в нем водились привидения. Но продержалась там недолго — матери Эдуардо всюду мерещились призраки. Над неистребимой суеверностью неаполитанцев драматург потом часто посмеивался в своих комедиях, но в то же время восхищался их искренней верой в чудеса. Так герой «Призраков» принимает за привидение любовника своей жены и ничуть не удивляется, когда в квартире вдруг появляется новая мебель, а в кармане его «волшебной пижамы» оказываются крупные суммы денег.

Комедии Эдуардо де Филиппо обычно ставят в бытовом ключе: все эти Альфредо, Кармелы, Гастоне и Маддалены, кажется, неотделимы от пыльных и шумных улиц Неаполя. Но Евгений Писарев пошел по другому пути и взял за основу традиционную итальянскую комедию масок, с которой пьесы де Филиппо находятся в близком родстве. Актеры МХТ — Игорь Хрипунов, Анастасия Городецкая, Александр Семчев, Кристина Бабушкина и примкнувший к ним Виталий Егоров — играют не характеры, а типажи — чудака, кокетки, слуги-пройдохи, экзальтированной дамы, романтического любовника и т.д. При этом они непрерывно напевают веселые итальянские арии, а в особо патетических моментах дают «Травиату».

Декорации Зиновия Марголина, строгие и лаконичные, лишены малейшего намека на реальный итальянский город. Главный элемент его символичной сценографии — многочисленные балконы, парящие над пустым квадратным помостом. На них жилец «нехорошей квартиры» должен выходить каждый день, демонстрируя соседям свое прекрасное настроение, не омраченное никакими потусторонними встречами. И хотя миссию по реабилитации дорогой недвижимости герой проваливает, его наивная вера в чудеса оказывается сильнее подлой правды жизни.