Алла Шендерова
6 октября 2010

Константин Богомолов: «Фрейд может отдохнуть»

Театр им. Пушкина готовит самую необычную премьеру октября. Спектакль «Федор Михайлович Гоцци. Турандот» ставит Константин Богомолов. В интервью журналу «Ваш досуг» режиссер рассказал о своем провокационном замысле.


Константин Богомолов

Об идее
Идея спектакля возникла у меня давно, и когда Роман Козак (худрук Театра имени Пушкина, которого не стало 28 мая 2010 года) предложил мне постановку, я остановился на «Турандот». Роман Ефимович любил хулиганить, любил искать и пробовать — и потому одобрил мою с умасшедшую идею.

О Карло Гоцци и Достоевском
Думаю, вас сильно шокирует, если я расскажу, какие отношения связывают в нашем спектакле Турандот и Калафа. Но я не стану раскрывать карты, скажу лишь, что Фрейд тут может отдохнуть: спектакль был задуман как попытка психоанализа на основе классического текста. Но в процессе репетиций я вдруг понял, как много общего у Калафа с князем Мышкиным из «Идиота»: оба приезжие, оба видят портрет женщины, которая станет их судьбой, Мышкин вспоминает, что видел в Европе казнь на гильотине, Калафу эта гильотина угрожает... И тогда я перемешал тексты Гоцци и Достоевского. Еще в этом спектакле важно ощущение сна. Ибо во сне мы можем реализовать самые потаенные желания. В том числе встретиться с ушедшими от нас родителями.

О том, почему роль принца Калафа играет «негероический» Андрей Сиротин
Я стараюсь уйти от традиционных пьес и традиционного распределения ролей. Сейчас весь мировой театр от этого уходит. Можно сказать, что «Турандот» началась для меня с чисто фрейдистской идеи, которая на репетициях превратилась в диалог со старым театром. Сегодня с ним можно взаимодействовать только так — заменяя пафосные монологи негромкими личными интонациями. И потому Калаф мне видится именно таким «негероическим», каким играет его Андрей Сиротин, прославившийся в недавнем спектакле РАТИ «Охота на мамонта».

О декорациях
Художник Лариса Ломакина соорудит огромную чернокрасную китайскую шкатулку. На актерах будут френчи
а-ля Мао Цзедун, черные смокинги и даже костюмы современных японских школьниц, которые мы позаимствовали из «Убить Билла» Тарантино.


Турнадот — Александра Урсуляк

О том, чем все кончится
Гробом, отрубленными головами, парадом Победы на Красной площади, Пуччини, Достоевским и черным юмором. Прозвучит даже знаменитый вальс из спектакля Вахтангова. В общем, блюстители традиций могут уже начинать возмущаться.

Об актерах
Александре Урсуляк (Турандот, Настасья Филипповна), Виктору Вержбицкому (Альтоум, Рогожин) и другим пона-
чалу было непривычно — ведь я им предложил импровизировать, вести себя на сцене нарочито нетеатрально. Но они прекрасно освоили правила этой игры. Вот, например, у нас в спектакле есть сцена, когда Вержбицкий произносит 15-минутный монолог из Достоевского. Мы, репетируя, конечно, боялись. Это ведь наглость — в современном театре на 15 минут оставлять артиста один на один со зрительным залом на 800 мест. Но в конечном счете это одно из моих любимых мест в спектакле.

О новом проекте — «Чайке» в МХТ имени Чехова
Это будет спектакль «Табакерки», но играться он действительно будет в МХТ. Надеюсь собрать очень хорошую команду. Раскрывать подробности не буду. Скажу только, что Тригорина сыграет Константин Хабенский. «Чайку» я рассматриваю как возможность поговорить о сегодняшнем дне, а не заниматься интеллигентской рефлексией. Мне кажется, я знаю, как сделать, чтобы она зазвучала внятно, современно и немного зло.

4 факта о «Принцессе Турандот»

  • Самую знаменитую постановку комедии Карло Гоцци — спектакль Евгения Вахтангова — впервые сыграли 27 февраля 1922 года. Это была насквозь театральная и немного зловещая сказка, которую смертельно больной Вахтангов репетировал среди послереволюционной разрухи.
  • В марте 1922-го режиссер умер, а его спектакль вошел в историю театра, став символом того, что потом назовут вахтанговской школой: сочетание острой театральной формы и правды чувств. Спектакль выдержал три редакции: 1922-го, 1963-го и 1996 года. Поговаривают, что его собираются восстанавливать в четвертый раз.
  • Вальс, написанный для вахтанговской «Принцессы Турандот» Николаем Сизовым и Александром Козловским, несколько десятилетий подряд был символом советского театра.
  • Самые знаменитые исполнители: принцесса Турандот — Цецилия Мансурова и Юлия Борисова. Принц Калаф — Юрий Завадский и Василий Лановой. Тарталья — Борис Щукин, Труффальдино — Рубен Симонов, Бригелла — Михаил Ульянов.

Отзывы о «Константин Богомолов: «Фрейд может отдохнуть»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Вт, 6 мар | Гоголь-центр, драма Вт, 6 мар

Гоголь в трактовке Серебренникова.

Вс, 11 мар | Современник, драма Вс, 11 мар

Пронзительная драма о мальчике-аутисте.

Золотая маска

Пт, 23 фев | Место будет объявлено дополнительно, драма Пт, 23 фев

Необычный спектакль в обстановке обычной московской квартиры.

Золотая маска

Ср, 21 фев | Театр им. А.С. Пушкина, драма Ср, 21 фев

Взрывной спектакль-кабаре о непростом выборе между социальным долгом и обывательским счастьем.

Золотая маска

Ср, 21 фев | Большой театр, опера Ср, 21 фев

Мрачная опера в шокирующей режиссуре, поставленная совместно с английским оперным театром.

Золотая маска

Пн, 26 фев | Театр наций, драма Пн, 26 фев

Рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребенка.

Золотая маска

Сб, 24 фев | Гоголь-центр, драма Сб, 24 фев

Лиричная фантазия по книге стихов русского поэта Серебряного века Михаила Кузмина.

Премьера

Чт, 1 мар | Школа драматического искусства, драма Чт, 1 мар

Хулиганский спектакль Дмитрия Крымова по Шекспиру.

Ср, 21 фев | Гоголь-центр, драма Ср, 21 фев

Максим Виторган в спектакле про героя футуристической поэмы великого поэта.

Премьера

Вт, 27 фев | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма Вт, 27 фев

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.

Премьера

Ср, 28 фев | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера Ср, 28 фев

Лучшая опера чешского композитора Яначека, главное в которой — национальный колорит.

Премьера

Вт, 20 фев | Театр им. Вл. Маяковского, Театр им. Вл. Маяковского. Сцена на Сретенке, Театр им. Вл. Маяковского (филиал на Сретенке), драма Вт, 20 фев

Ироничная история поиска любви накануне прихода нацистов к власти.