Театр им. Пушкина готовит самую необычную премьеру октября. Спектакль «Федор Михайлович Гоцци. Турандот» ставит Константин Богомолов. В интервью журналу «Ваш досуг» режиссер рассказал о своем провокационном замысле.


Константин Богомолов

Об идее
Идея спектакля возникла у меня давно, и когда Роман Козак (худрук Театра имени Пушкина, которого не стало 28 мая 2010 года) предложил мне постановку, я остановился на «Турандот». Роман Ефимович любил хулиганить, любил искать и пробовать — и потому одобрил мою с умасшедшую идею.

О Карло Гоцци и Достоевском
Думаю, вас сильно шокирует, если я расскажу, какие отношения связывают в нашем спектакле Турандот и Калафа. Но я не стану раскрывать карты, скажу лишь, что Фрейд тут может отдохнуть: спектакль был задуман как попытка психоанализа на основе классического текста. Но в процессе репетиций я вдруг понял, как много общего у Калафа с князем Мышкиным из «Идиота»: оба приезжие, оба видят портрет женщины, которая станет их судьбой, Мышкин вспоминает, что видел в Европе казнь на гильотине, Калафу эта гильотина угрожает... И тогда я перемешал тексты Гоцци и Достоевского. Еще в этом спектакле важно ощущение сна. Ибо во сне мы можем реализовать самые потаенные желания. В том числе встретиться с ушедшими от нас родителями.

О том, почему роль принца Калафа играет «негероический» Андрей Сиротин
Я стараюсь уйти от традиционных пьес и традиционного распределения ролей. Сейчас весь мировой театр от этого уходит. Можно сказать, что «Турандот» началась для меня с чисто фрейдистской идеи, которая на репетициях превратилась в диалог со старым театром. Сегодня с ним можно взаимодействовать только так — заменяя пафосные монологи негромкими личными интонациями. И потому Калаф мне видится именно таким «негероическим», каким играет его Андрей Сиротин, прославившийся в недавнем спектакле РАТИ «Охота на мамонта».

О декорациях
Художник Лариса Ломакина соорудит огромную чернокрасную китайскую шкатулку. На актерах будут френчи
а-ля Мао Цзедун, черные смокинги и даже костюмы современных японских школьниц, которые мы позаимствовали из «Убить Билла» Тарантино.


Турнадот — Александра Урсуляк

О том, чем все кончится
Гробом, отрубленными головами, парадом Победы на Красной площади, Пуччини, Достоевским и черным юмором. Прозвучит даже знаменитый вальс из спектакля Вахтангова. В общем, блюстители традиций могут уже начинать возмущаться.

Об актерах
Александре Урсуляк (Турандот, Настасья Филипповна), Виктору Вержбицкому (Альтоум, Рогожин) и другим пона-
чалу было непривычно — ведь я им предложил импровизировать, вести себя на сцене нарочито нетеатрально. Но они прекрасно освоили правила этой игры. Вот, например, у нас в спектакле есть сцена, когда Вержбицкий произносит 15-минутный монолог из Достоевского. Мы, репетируя, конечно, боялись. Это ведь наглость — в современном театре на 15 минут оставлять артиста один на один со зрительным залом на 800 мест. Но в конечном счете это одно из моих любимых мест в спектакле.

О новом проекте — «Чайке» в МХТ имени Чехова
Это будет спектакль «Табакерки», но играться он действительно будет в МХТ. Надеюсь собрать очень хорошую команду. Раскрывать подробности не буду. Скажу только, что Тригорина сыграет Константин Хабенский. «Чайку» я рассматриваю как возможность поговорить о сегодняшнем дне, а не заниматься интеллигентской рефлексией. Мне кажется, я знаю, как сделать, чтобы она зазвучала внятно, современно и немного зло.

4 факта о «Принцессе Турандот»

  • Самую знаменитую постановку комедии Карло Гоцци — спектакль Евгения Вахтангова — впервые сыграли 27 февраля 1922 года. Это была насквозь театральная и немного зловещая сказка, которую смертельно больной Вахтангов репетировал среди послереволюционной разрухи.
  • В марте 1922-го режиссер умер, а его спектакль вошел в историю театра, став символом того, что потом назовут вахтанговской школой: сочетание острой театральной формы и правды чувств. Спектакль выдержал три редакции: 1922-го, 1963-го и 1996 года. Поговаривают, что его собираются восстанавливать в четвертый раз.
  • Вальс, написанный для вахтанговской «Принцессы Турандот» Николаем Сизовым и Александром Козловским, несколько десятилетий подряд был символом советского театра.
  • Самые знаменитые исполнители: принцесса Турандот — Цецилия Мансурова и Юлия Борисова. Принц Калаф — Юрий Завадский и Василий Лановой. Тарталья — Борис Щукин, Труффальдино — Рубен Симонов, Бригелла — Михаил Ульянов.