Главный театр страны начинает 235-й сезон. Может быть, это последний сезон вне исторической сцены, так что к составлению афиши Большой театр отнесся очень внимательно.

Сцена из совместной постановки Большого и Балета Прельжокажа Creation 2010

На фоне регулярных скандалов с реконструкцией старой сцены Большой акцентирует внимание публики на творческих планах. Они объявляются загодя и выглядят настолько правильно, что хочется закрывать глаза на все очевидные неувязки. Первая же неувязка (впрочем, как будто формальная) едва начавшегося сезона — мировая премьера совместной постановки Большого и Балета Прельжокажа Creation 2010, выставленная за скобки: она идет с 14 по 19 сентября, а официальное открытие сезона — 21 сентября. Можно трактовать премьеру как аперитив или как выставленное напоказ новое прогрессивное лицо Большого, в котором временами угадывается ботокс. Но, как ни маркируй, проект действительно смелый, а какие у него будут последствия — поживем увидим. В конце концов даже канувшая классика авангарда «В комнате наверху» Твайлы Тарп подсыпала дрожжей в привычную кухню труппы. Билеты на первую половину сезона запасать надо срочно. Грядут три оперных события, из которых одно может тянуть на праздник. Да и два концертных исполнения опер так грамотно выбраны, что грешно называть их обрамлением. В октябре (12, 13) оркестр театра порадует раритетным «Карликом» Александра Цемлинского и более популярным «Дитя и волшебство» Мориса Равеля, причем за пульт встанет великолепный Владимир Юровский, давно переросший приставку «Юровский-младший» к своему имени. В декабре (2, 3) вослед чеховскому юбилею грянет мировая премьера «Вишневого сада» Филиппа Фенелона с дирижером Тито Чеккерини. Это все к тому, что главный музыкальный театр наконец-то вспомнил, что у него есть классный оркестр. Ну и та самая главная опера. Купающийся в зрительской любви Дмитрий Черняков вместе с Теодором Курентзисом готовит к ноябрю (28–31) гипнотического «Дон Жуана» Моцарта. Тандем испытанный, успех «Воццека» еще на устах. Похоже, в ожидании премьеры остается самим себе позавидовать. А пока до конца месяца будут многословные «Эсмеральды», неизбежные «Лебединые озера» и прекрасная «Баядерка», а также завершающий карьеру «Золотой петушок» и не менее золотой «Борис Годунов» Александра Сокурова. Потерпите, осталось недолго.