Большой театр решился на радикальный шаг пригласил для постановки звезду современной хореографии Анжелена Прельдокажа. Премьера балета Creation 2010 (рабочее название «Апокалипсис») состоится на этой неделе.

Сцена из балета Creation-2010

Десять артистов труппы вместе с французскими танцовщиками Балета Прельжокажа подготовили очень странный спектакль. После мировой премьеры на сцене Большого Creation-2010 ждут на гастроли 11 городов Европы, где его будут танцевать и в Доме культуры Гренобля, и во Дворцовом театре Версаля. Очевидно, что спектаклю прогнозируют как минимум не провал. Но этому обреченному на успех проекту предшествовала эпопея.

Хореограф Анжелен Прельжокаж — яркий пример французский лояльности к инокультурам. Черногорский албанец по происхождению, он занимался классическим и современным танцем в Париже и в Америке. Был танцовщиком, затем постепенно начал ставить, с середины 80-х даже в собственной труппе. Ныне его постановки идут на лучших сценах, в том числе в Парижской опере. Хореографический почерк отличает всеядность, зоркий глаз и верная рука: за сольный проход по авансцене Джульетты из знаменитого спектакля Прельжокажу можно смело ставить памятник.

К России вообще и к артистам Большого в частности он приглядывался не впервые. Наша родина обласкала все показанные у нас его спектакли, разве что вполне целомудренному «Благовещению» устроила громкий скандал с участием церкви. Но Прельжокажа такими пустяками не смутишь. Свой новый спектакль он тоже ставил под впечатлением от Откровения Иоанна Богослова, и пусть кто-нибудь попробует сказать, что это послание не достойно сцены.

Выбрав десяток чутких людей из кордебалета Большого (глухого кордебалета, как уточняют завистники), он смешал их с десятком своих артистов и решил репетировать в равных условиях — два месяца во Франции, два месяца в России. Судя по вполне «причесанным» отзывам балерин Большого, от репетиций им просто сносило крышу. Прельжокаж попытался вытащить из отесанных академическим балетом русских естественные реакции тренированного тела на эмоции, что совсем не просто. Скучно уже говорить, что вечный победительный стиль Большого в современной хореографии выглядит нелепо. Прельжокаж понемногу обтачивал его иным взглядом на движение, на танец и даже на мир, который, как выяснилось, гораздо свободнее застывших схем. Из уже известных эпизодов будущего спектакля можно назвать дуэт с трехметровой цепью весом в два с лишним килограмма. Никакой бравурности, никаких фуэте и высоких поддержек: прочно связанное с землей движение должно поразить своей мощью и одно временно легкостью. «Апокалипсис» — это поднятие завесы, в нашем случае предпринятое средствами танца, доселе еще невиданного», — комментирует хореограф свой опус. Приоткрыть завесу над нынешними ритуалами и обрядами ему помогает музыка знаменитого диджея-электронщика Лорана Гарнье, написанная специально к спектаклю, сценография индийца Субодха Гупты и костюмы русского кутюрье Игоря Чапурина. Большая удача, что Прельжокажу помогает артист Большого Ян Годовский, известный широтой взглядов и вниманием не только к классике. А Большой, даром что полноценный участник совместной с Балетом Прельжокажа постановки, аккуратно вывел мировую премьеру Creation-2010 за рамки сезона, официальное начало которого случится три дня спустя.