Драматический театр Станиславского открыл сезон премьерой «7 дней до потопа». Театр согласился с братьями Пресняковыми, решившими, что где-то живет современный Ной в ожидании всепланетной «перезагрузки».

Сцена из спектакля «7 дней до потопа»

Главная проблема, стоявшая перед авторами этой постановки — они слишком много от нее ждали. От Сергея Шакурова в качестве исполнителя главной роли, от братьев Пресняковых, имеющих репутацию «регулярно поставляющих театральные хиты» авторов, от режиссера Владимира Петрова, наконец — от суперактуальной темы: земля в ожидании второго апокалипсиса. Но вышло все по известной формуле: хотели как лучше, получилось, как всегда.

Господин Шакуров выбрал другой проект, пьеса Пресняковых оказалась очень средней, а Владимир Петров, будучи реалистом в театре, со сценическим абсурдом справился на троечку.

Впрочем, премьера хоть и не получилась громкой, как заказывали, но все-таки прозвучала. Сюжетообразующая мысль плодовитых екатеринбургских братьев здесь вполне очевидна, — мир живет в эпоху потребления, все сходят с ума и не помнят, кто они есть на самом деле. Что ж, современная действительность пищу для драматургических измышлений дает солидную, — что называется, увидел — забирай. Кругом либо абсурд (пожилой гражданин просит чиновника разрешить захоронить живую еще жену у себя во дворе), либо отчаянный фарс (главному герою вместо ковчега предлагается яхта — выигрыш в чипсовой лотерее, а в итоге яхта превращается в моторную лодку).

Сын Йона Илья Бочарников, полицейский Александр Горшков, жена Йона Полина Райкина

Ссылаясь на то, что «он всегда и всего добивался сам», Йон (Ной наоборот) отказывается от выигрыша. Но продавец (новое воплощение Бога) уговаривает его, объясняя, что только согласившись на яхту в качестве подарка, он сможет спастись  сам и спасти мир.

Смешно (или грустно?), что главный герой этой истории — безнадежно уставший от жизни, облысевший и напуганный интеллигент (Макс Шахет) во весь этот бред верит. А вместе с ним его бывшая и нынешняя жены, сын, чиновник, полицейский и вообще все действующие лица разом. И дальше мы видим самый натуральный капустник на театральной сцене.

В нем участвуют все понемногу: спецназовцы, с удовольствием поедающие листья коки, пожилые артисты, репетирующие очередную вульгарщину, представители находящейся на грани банкротства фирмы Lay`s, предлагающие Йону вместо яхты — «чипсы пожизненно»... Вот милиция вырывается с обыском в квартиру, в которой празднует день рождение парень и его молодая мачеха в розовых трусиках. А здесь животные не знают, кого принести в жертву, лишь бы выжить — лес сгорел и повырублен, и им некуда идти.

Первый сотрудник Lay`s  — Дмитрий Чеботарев, второй сотурдник Lay`s — Антон Торсуков

В итоге умнее всех зверей-людей вместе взятых оказывается горилла по имени Артур, изрекающая вечные истины вроде «главное — это душа». Пока герои социального фэнтези Пресняковых решают, кто сядет в «лодку», горилла та  уплывает в неведомый, но, без сомнения, прекрасный мир будущего.

В этом безумном театральном коктейле можно даже рассмотреть философскую притчу об отчаянии современности. И все бы ничего, если бы не отсутствие цельности.
К сожалению, в спектакле слишком много несвязных эпизодов, иногда откровенно лишних, в другой раз просто необязательных. Все вместе рождает ощущение клиповости действа. Пресняковы пытаются ответить на вопрос, что мешает человеку оставаться человеком? И многие «ляпы» им можно простить за фразы «кроме ликера Бейлиз и стиральной машины у этого мира нет ничего, за что его можно уважать» и «покупает продукты — значит живет». В Театре Станиславского, кажется, увидели в их пьесе только комедию. Однако назвать происходящее на сцене комедией, можно только с очень большой натяжкой. Навязшая  на зубах реклама здесь — главная декорация, а наркотики — причина и следствие убийства сыном отца.

Судите сами, чему здесь смеяться? Это спектакль на злобу дня, перспективный, если бы не разброд и шатание в головах его авторов. Здесь зритель увидит  только набор нелепостей и случайностей, поданных, к сожалению, как кассовое «развлекалово» и не самая тонкая пародия на сегодняшнюю действительность. Но ведь совсем не смешно. И послевкусие от спектакля, совсем как у героя «7 дней...» — как будто вместо яхты вам подарили моторную лодку.