На балете можно не только считать прыжки и сладко дремать. В Москву едет «Киев модерн-балет», обещающий устроить на сцене настоящий театральный скандал всеми доступными методами.

Сцена из спектакля театра «Киев модерн-балет» «Кармен.TV»

Если вы никогда не видели, как распутничают Монтекки и Капулетти, а герои Чехова разделывают друг друга на обеденном столе, значит, вы не знакомы с творчеством хореографа Раду Поклитару.

В балетмейстеры со стороны приходят редко. Вот и наш герой родился в правильной балетной семье: мама и папа танцевали в Молдавском академическом театре оперы и балета. Сын шел по стопам, учился в Москве, Одессе, Кишиневе, а окончил и вовсе Пермское хореографическое училище. С миролюбивой специальностью «артист балета» поступил на работу в Большой театр оперы и балета Беларуси — и тут началось.

Взрослый уже парень однажды увидел кассету с опусами Матса Эка. Для него это стало ударом — весь классический балетный багаж перелопачивался так радикально, что почти терял смысл. В «Жизели» героиня кончала психушкой, в «Кармен» набившая оскомину знойная цыганка превращалась в лихого парня по обслуживанию авто (car man) — Матс Эк к тому времени был уже признанным классиком авангарда.

Поклитару не устоял и решил делать что-то похожее. Для начала обеспечил новыми танцами всех выезжающих на балетные конкурсы приятелей. Начал ставить «как Матс Эк», но прежде выучился балетмейстерскому делу у лучших белорусских специалистов. Так у него и сформировался почерк хореографа с постсоветским балетным прошлым и проветренными авангардом мозгами. Поклитару оказался на редкость плодовит и расторопен. Свои миниатюры он показывал на всевозможных фестивалях, оказывался в нужное время в нужном месте и, наконец, поймал за хвост удачу: в 2003-м попался на глаза британскому режиссеру Деклану Доннеллану и получил возможность ставить вместе с ним «Ромео и Джульетту» в Большом театре. Скандал получился громкий, а следующий за ним балет «Палата № 6» по Чехову на той же сцене лишь закрепил эффект — Поклитару прославился.

Сцена из спектакля театра «Киев модерн-балет» «Палату № 6»

Однако Москва город жесткий, быстрым карьерам не верящий. Поклитару уехал в Киев и сделал там невероятное — осенью 2006-го на волне «самостийности» и больших украинских амбиций создал собственную авторскую труппу, «Киев модерн-балет». Полтора десятка артистов, два верных художника и полный картбланш — что еще нужно для счастья! Новоявленный театр поразил не только Киев. «Модерн-балет» ездит по фестивалям от Франции до Таиланда, получает премии вроде «Киевской пекторали», дважды участвовал в гостевой программе «Золотой маски» и даже отметился на сцене Мариинского театра на фесте «Новые горизонты».

Вряд ли Раду Поклитару рассчитывал к 38 годам добиться славы «одного из главных проводников современного танца и прогрессивной балетной режиссуры на постсоветском пространстве». Однако он к этому очень бодро шел, а просящему, как известно, даруется. Так что можно сколько угодно ехидничать, что хореография Поклитару — рак на безрыбье русскоязычного балетного авангарда. Факт остается фактом: сейчас он в рамках «Летних балетных сезонов» привозит на гастроли три собственных спектакля — «Палату № 6» по Чехову, «Кармен.TV» и Underground, и конкурентов у него нет. Так что если срочно не подсуетитесь с билетами, на лишний не рассчитывайте, вряд ли удастся.