В «Школе современной пьесы» возобновляются показы «Звездной болезни» —
одной из самых необычных премьер прошлого года. Актеры здесь не учат ролей, импровизируют на ходу. А зрители сидят за столиками прямо на сцене.

Сцена из спектакля «Звездная болезнь»

Художественный руководитель «Школы» Иосиф Райхельгауз — большой любитель жанровых экспериментов. «Чайку» он превращает в оперетку. Чеховское «Предложение» — в оперу и балет для драматических артистов. А «Горе от ума» — и вовсе в театральный капустник. Несколько лет в театре шел спектакль «Своими словами», где актеры свободно импровизировали в предлагаемых обстоятельствах. «Звездная болезнь» сделана по тому же принципу. В ее основе не текст пьесы, а заданная ситуация. В одном ресторане гуляют две компании: группа артистов провожает на пенсию звезду музыкального театра (Альберт Филозов), а силовики отмечают новую «звездочку» на погонах сослуживца (Вадим Колганов). Одни произносят патетические речи про гибель великого русского театра, другие поднимают тосты за российскую милицию. Естественно, обе компании смотрят друг на друга косо. Вскоре начинается перепалка, и дело чуть не доходит до драки. Впрочем, сюжет жестко не закреплен, и каждый спектакль может закончиться неожиданно — смотря куда заведет актеров импровизация на этот раз.

Спектакль задуман вроде бы с целью разоблачить коррупцию в милиции (на премьере Иосиф Райхельгауз даже зачитывал собранные в интернете сводки ментовских беззаконий), но социальный пафос тут вытеснен на обочину игровой стихией. Задорные диалоги перемежаются концертными номерами: студент из Ташкента поет застольную здравицу на узбекском, звучат эстрадные шлягеры, иллюзионист Рафаэль Циталашвили показывает фокусы, и тут уж не до злободневных вопросов.

К тому же компания силовиков явно выигрывает у своих оппонентов. И не потому, что «люди в погонах» увереннее владеют словом и приемами рукопашного боя, а потому что выглядят интереснее, чем актеры, которым приходится изображать самих себя.

Еще больше, чем с жанрами, в «Школе современной пьесы» любят экспериментировать с пространством. Например, в недавнем «Доме» по пьесе Евгения Гришковца стулья были расставлены по залу совершенно хаотично, и актеры, обсуждая покупку недвижимости за городом, бродили между ними. В «Звездной болезни» зал театра отчасти возвращается к своему первоначальному виду — ведь дом на Трубной до 1917 года был известен как ресторан «Эрмитаж», куда захаживали Чехов и Горький, Чайковский и Шаляпин, Толстой и Достоевский, и где французский кулинар Люсьен Оливье подавал свой знаменитый салат. Теперь его может отведать любой
из зрителей. Если вы позаботитесь о билетах заранее, вам могут достаться места на сцене, за столиками рядом с актерами и милиционерами. И хотя в ролях официантов выступают молодые артисты театра, начинающие, как водится, с «Кушать подано», закуски тут предлагаются самые настоящие.