В конце апреля Олег Меньшиков покажет новую работу – лермонтовского «Демона». Режиссер спектакля – Кирилл Серебренников, один из лидеров современной режиссуры.

– Кирилл, зачем вы ставите настолько не театральный текст?

– Это магическое ощущение: таинственным образом попадая в тебя, «Демон» долгое время тебя «удерживает». Не мы выбрали «Демона», а он – нас. Не подумайте, что тут какая-то чертовщина. Тут вопрос качества текста.

– Для вас лермонтовская история о Демоне и Тамаре – это быль или аллегория?

– У меня почему-то есть ощущение, что это случилось на самом деле. Это космическая история с высоким смыслом: про огромные страсти, огромные события глобального значения. Сначала я настаивал на жанре мистерии, а потом понял, что получается сказка. Сам Лермонтов в тексте намекает на то, что «Демон» – это страшная сказка для детей.

– У вас получается религиозный спектакль?

– Это безусловно там присутствует. Хотя «восточная повесть» Лермонтова – конечно, светское произведение. И оно написано поэтом не из религиозных соображений, а на основе светского опыта, облеченного в мистическую форму. В одной из первоначальных авторских версий Лермонтов ставит эпиграф из пьесы Байрона «Каин», где Люцифер разговаривает с Каином. Мы этот текст в спектакле тоже играем.

– Знакомы ли вы с литературой по «Демону»?

– Знаком, но очень не хочется быть заложником литературных концепций. У меня аллергия на книжную пыль – в прямом и переносном смысле.

– Демона играет Меньшиков?

– Да, но скорее все-таки актера, который начинает читать текст за Демона. Анатолий Белый играет жениха Тамары и Ангела, а Тамару играет Наталья Швец. Есть еще три низких духа и два народных сказителя. С их помощью драма постепенно превращается в народную балладу.

– Меньшиков готов к эксперименту?

– Наш спектакль, конечно, эксперимент, но только не для Олега. До «Демона» он уже занимался поэтическим театром. Он романтический герой – и в этом амплуа умеет работать как никто.

– Вы обещали ставить только современную пьесу.

– Измена новой пьесе – не самая страшная измена в жизни. Я хочу, правда, напомнить театральному сообществу, что еще задолго до того, как по Москве прокатилась волна новой драмы, Меньшиков поставил «Кухню» Максима Курочкина. Это был огромный крупнобюджетный проект для большой аудитории. Он не просто сделал из молодого писателя звезду, он сумел доказать, что на современную пьесу могут ходить толпы. Это была огромная польза для нашего театра.

– Вы любите Кавказ?

– Действие в нашем спектакле происходит не на Кавказе. В первых редакциях поэмы речь вообще не о конкретном месте – это просто сюжет о бесе и монахине. «Восточная повесть» написана до мозга костей европейским человеком. Кавказ для Лермонтова – абстрактное место на земле, очень далеко от мира. Горы – декорации вечности. «И вечный ропот человека  /Их вечный мир не возмутит». От Кавказа у нас в спектакле останутся только камни.

– Я слышал, что у вас были проблемы с заготовкой камней.

– Мы пытались купить камни в магазине, где продают все для загородных резиденций. Оказалось, что каждый камень там стоит от 20 до 30 $. Тогда мы с художником спектакля Николаем Симоновым поехали в Подмосковье и кайлом наковыряли из мерзлой земли точно такие же камни у обочины.

Премьера «Демона» 28, 29 и 30 апреля на сцене «Под крышей» Театра им. Моссовета. 292-84-55