«Таня» Арбузова – самая общечеловеческая советская пьеса о женской судьбе. Сегодня режиссер Александр Пономарев увидел в ней не актуальность классики, а самый точный портрет нашего общества 1930-х годов.

Играется старый доцензурный вариант «Тани». Поэтому в спектакле поются советские песни, по радио транслируют демонстрацию с Красной площади, таежная самодеятельность репетирует спектакль о Чапаеве, а старорежимная бабушка мелко крестится на портрет Сталина, как на икону. Эпоха увидена с точки зрения тех, кому власть еще не успела сделать ничего плохого. Вороненок (живой!) в клетке и Иосиф Виссарионович в рамке – оба равноправные члены семьи и часть быта. Рядом маленький макет Кремля и наивные пятиконечные снежинки. Домашний тоталитаризм не подавляет, а оберегает и вдохновляет.

Игра в ностальгию опирается на простое рассуждение, что политические беды могут уйти, а несчастья личной жизни повторяются, и никакая демократия от них не убережет. Поэтому и культ личности вождя – менее опасная штука, чем культ личности собственного мужа. Арбузов сочинял мелодраму о формировании женского характера, идущего от эгоизма к самоотверженности, от инфантильности к зрелости. А нынешний спектакль – скорее комедия о том, как стать профессионалом жизни, оставаясь инфантильной и живя в свое удовольствие в стране вечного детства. Спустя полтора десятилетия после кончины советского строя создана добрая утопия о советском рае с сибирскими морозами и любовью таежных аборигенов к своему могучему государству.