«Золотую Маску-2003» представляет Эдуард Бояков – директор и идеолог Национальной премии и фестиваля.

 – Эдуард, чем нынешняя «Золотая Маска» отличается от предыдущих?

– Прежде всего тем, что состоится она в двух городах – Санкт-Петербурге и Москве, и для нас это важнейший опыт, серьезное испытание.  Вначале ты просто делаешь дело, позже наступает момент, когда нужно «посидеть» и обдумать, что же все-таки получилось. Кажется, дело мы сделали неплохое: «Золотая Маска» зарекомендовала себя как культурный институт, нужный российскому театру. А лучший способ проверить любой организм – поместить его в инородную среду. Это одна из причин «переселения» в Петербург, но не главная.

– Другая причина – политическая?

– Да, но тут, правда, конъюнктура совпала с нашими желаниями и стремлениями. Могу честно признаться в том, что желание провести фестиваль в Петербурге у нас возникло задолго до юбилейной горячки 300-летия великого города и даже до того момента, когда политики начали переезжать из Петербурга в Москву и стало модным «отрабатывать» питерскую жилу.

Мы давно любим этот город. Не только потому, что у него великая театральная история, давшая России и миру Петипа, Мейерхольда, Товстоногова, но и потому, что сегодня это город Гергиева, Додина, Эйфмана и целого поколения очень интересных сорокалетних режиссеров.

Петербург был и остается культурной столицей России – он всегда диктовал российской культуре вкусы, форматы и векторы развития. Не только в области театра, но и в поэзии, живописи, академической и рок-музыке. Петербург – наша Аркадия, номинальная политическая и энергетическая столица.

– Хотите обидеть москвичей?

– Вовсе нет. Но так уж случилось, что в Петербурге люди больше занимаются искусством – здесь это делать «сподручнее». Москва – город очень буржуазный: начиная от интерьеров московских ресторанов и до пестроты театральных жанров. Расцвет российского мюзикла в Москве (невозможный в Петербурге) эту мысль красноречиво подтверждает.

Культура работает в системе противовесов, и Петербург эту роль под отношению к Москве выполняет совершенно потрясающе. Есть и еще очень важная тема: чтобы разобраться в себе, нужно иметь соперника, творческого конкурента, а Москва и Петербург, если говорить о театре, такими конкурентами являлись во все времена.

– Ходят слухи о спецпоезде «Маски» для путешествия из Москвы в Петербург и обратно.

– Просто вагонов у Министерства путей сообщения оказалось недостаточно. Перед церемониями открытия и закрытия особая «золотомасочная» «Красная стрела» повезет гостей и участников. Поезд украсят символикой «Маски» и Сбербанка России, нашего основного спонсора. В вагоне-ресторане будет специальная театральная программа и меню.

Может быть, через несколько лет фестиваль пройдет в каком-то третьем городе, но это будет точно нескоро. Не только потому, что в следующем году «Маске» – 10 лет и мы будем праздновать юбилей в Москве. Просто фестиваль и без торжеств – это огромная инфраструктура.

- Можно говорить о всероссийской экспансии «Маски»?

– Экспансия? Ну, не знаю… Мы всегда должны были оправдывать каждое из определений нашей премии: российская, национальная, театральная. Уже несколько лет мы делаем большие спецпроекты в российской провинции, и не только в региональных центрах вроде Новосибирска, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, но и в малых городах. Вывозим спектакли-лауреаты «Маски» в глубинку – в Вятку, Старый Оскол, Чебоксары. И нам эта практика дает многим более, чем обслуживание амбиций московских профессионалов. Когда мы привозим спектакль в маленький город, артисты начинают работать как-то особенно. В городе возникает удивительная фестивальная атмосфера, связанная не столько с приездом знаменитостей (а мы обязательно привозим звезд – Олега Табакова, Константина Райкина), сколько с приездом кукольного театра «Тень», Евгения Гришковца или спектаклей по современной пьесе, которые без нас туда бы точно не доехали.

– Правда ли, что в этом году ряд спектаклей выпал из поля зрения экспертного совета?

– Каждый год возникают легенды о том, что в каких-то глухих сибирских деревнях затерялись гениальные театры. На поверку эти слухи оказываются чепухой. Я, во-первых, очень доверяю нашему экспертному совету, а во-вторых, своей команде – мы получаем не десятки, а сотни заявок от различных театров России ежегодно. И досконально изучаем все, что было интересного на региональных фестивалях, что хорошо оценено региональной критикой.

– Какие спектакли нынешней «Маски» вы бы посоветовали как зритель?

– Нет, не могу советовать. Это будет мой человеческий выбор, мои зрительские предпочтения, и навязывать их в статусе директора неэтично. Но хотел бы обратить внимание зрителя на другое: взаимодействие традиционных театров и новых инициатив вроде Театра танца Фадеечева, Театра Евгения Гришковца, спектаклей Михала Угарова – то есть театра, сделанного на чистом энтузиазме. Такая конкуренция, мне кажется, полезна и тем и другим театрам.