6 апреля Музыкальный театр на Большой Дмитровке покажет премьеру оперы «Золотой петушок». Эта опера была закончена Римским-Корсаковым к 1907 году. Премьера должна была состояться в Большом театре. В январе 1908-го либретто было дозволено к представлению, но затем главное управление по делам печати вновь затребовало текст. Были запрещены пролог и эпилог, изъяты другие фрагменты, известные каждому из пушкинской сказки. Цензура требовала сделать царя Додона воеводой, а воеводу Полкана «разжаловать» в полковники. Впервые опера была поставлена лишь 24 сентября 1909 года, уже после смерти композитора, в частной Опере Зимина.

Сегодня оперу в Москве ставит главный режиссер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.

– Александр Борисович, вопрос банальный: почему именно «Золотой петушок»?

– Это самая большая загадка Пушкина. И самая большая загадка Римского-Корсакова. Дело осложняется тем, что на каком-то этапе работы между композитором и либреттистом Бельским возникли противоречия – факт, подтвержденный их перепиской. Прежде всего, споры касались Шемаханской царицы и Звездочета.

– В чем же тут противоречие? У Пушкина все так просто.

– Шемаханская царица и Звездочет – они другие по отношению к Додону. Это главное. Не так уж и важно, с Запада они или с Востока, будут приметы и того, и другого. Восточный колорит в музыке для меня не географическое указание, а примета иного, неизвестного. Они – прежде всего иные.

Сейчас начинают сбываться пророчества Чаадаева о будущем России. Мир сегодня поделен на три области: Восток, арабский мир и европейско-американская цивилизация. А посреди всего этого Россия, не помещающаяся ни туда, ни сюда. А Додон – русский царь…

– Раз вы думаете об этом, значит, нас ждет злободневное истолкование оперы, как это недавно было у Дмитрия Бертмана. Вы сознательно спорите с традицией Большого театра, где опера поставлена как красивая сказка?

– К счастью, я не видел спектакля, и на меня ничто не давило. Хотя знаю, что «Петушка» ставили по-разному. В декабре в Париже, например, он шел в стилистике театра кабуки. В одном можно быть уверенным – перед нами произведение никак не реалистическое. В нашем спектакле сказочный элемент, конечно, будет – он есть и у Пушкина, и у Римского-Корсакова. Но если это и сказка, то разве что для очень взрослых детей.

Премьера «Золотого петушка» пройдет в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко 6 апреля. Она станет дебютом молодого дирижера Феликса Коробова