«Анфиса» в «Современнике» – не премьера, но возобновление спектакля 1994 года в новой версии. Причина возрождения проста и величественна: Анфису снова играет первая звезда «Современника», если не всей Москвы, – Марина Неелова.

В семье известного адвоката Костомарова (Владислав Ветров) назревает конфликт. Необычайно одаренный и высокомерный человек сознательно губит себя, спивается, ищет ссоры с миром. Костомаров давно влюблен в Анфису – сестру жены, и она отвечает ему взаимностью. Две сильные личности буквально разрывают друг друга. Всплески страсти сменяются отчуждением, нежность – вспышками ненависти. Положение в обществе, семья, дружеские отношения – все разрушено. Но страсти все еще клокочут, и противоречия не могут быть разрешены. Мрачная история ведет к неизбежной смерти.

Марина Неелова в «Анфисе» разная. Поначалу сухая, жесткая женщина – чеканные фразы, жесткость в голосе, категоричность в мыслях. Черное строгое одеяние – едва ли не одежда непримиримой монашки. Затем несчастная женщина, брошенная любовником. Человечность и трагизм – во всем облике. И наконец, облаченная в кровавое платье, мрачная и решительная фигура мести.

Режиссер Галина Волчек не брезгует подпустить в историю начала века «бесовщинки», нарочитой темени: сборища гостей – точно ведьмовские шабаши, где богоборческие тирады Костомарова напоминают экстатические выкрики колдуна. Древняя бабушка – бессмертный гость из потустороннего мира, предвестник беды. Вечная старуха восседает в большом кресле, точно на троне, и прядет пряжу. Зная заранее страшную развязку, молчит, притворяясь глухой, но все видит и слышит, находясь в центре событий. «Все уже сделано», – зловеще шепчет бабушка Анфисе перед преступлением.