Зритель учебных спектаклей обычно не случаен и сугубо профессионален. Педагоги следят за студентами. Худруки разглядывают новые резервы. Критики еще более корыстны: можно через несколько лет похвастаться, что еще давным-давно предвидели взлет театральной звезды. Примерно раз в пять лет на дипломную постановку в один из четырех московских актерских вузов зовут как на нечто выдающееся. Так и на «Прекрасных людях»: в переполненном зале «Щуки» весь партер заполнен VIP-персонами.

Актер вахтанговского театра Павел Сафонов превратил бесплотную асексуальную пьесу Тургенева «Месяц в деревне» едва ли не в версию набоковской «Лолиты». Нужно особое умение для того, чтобы без единого обнажения или грубого намека создать на сцене волнующую атмосферу эротизма – всего лишь из горячего воздуха и летних запахов.

Две сильные актрисы – Ольга Ломоносова и Анна Ходюш – играют в соперничество двух женщин: замужней Натальи Петровны и девственной Верочки. Первая любовь настигла одну в 35 лет, другую – в 17. Верочке повезло, она более открыта миру. Наталья Петровна, видимо, завидует, что с ней этого не случилось раньше. В наивном платьице на бретельках Верочка резва и взвинчена, кружится на месте и таскает за собой кучу бесполезных детских предметов – мячик, ленточку, игрушки. Наталья Петровна, пытаясь оставаться строгой, не менее импульсивна, но, кажется, потому, что очень нужно быть импульсивной, чтобы хоть чем-то походить на нежное, возбужденное дитя.

Отзывчивого зрителя бросает в жар и холод в такт с температурными колебаниями «погоды» спектакля. От разгоряченной детской беготни, когда некуда деться от переполнения неведомыми страстями, к холодной зрелой оторопи, мстящей молодости за безрассудство и удачливость в любви.

Соперничество быстро выльется в ссору, и молодость – естественная для одной, наигранная у другой – уйдет. А любовь не достанется никому.