На Чеховский фестиваль привозят спектакль «Три сестры» Важди Муавада драматурга и режиссера, который сейчас нарасхват в европейских театрах. Журнал «Ваш досуг»  собрал самые любопытные факты о мастере.

Важди Муавад

Статус
В прошлом году Важди Муавад был приглашенным художественным руководителем Авиньонского фестиваля – главного театрального смотра в мире. Одно это свидетельствует о его звездном статусе в современном театре. Мало того нон- стоп-показ трех его пьес в Почетном дворе Папского дворца длился с 8 вечера до 8 утра. Случай беспрецедентный! Правда, далеко не все зрители сумели выдержать 12-часовой марафон.

Память
Важди Муавад ливанец. Историческую родину он покинул еще 8-летним, спасаясь от ужасов гражданской войны. Шок от пережитого до сих пор дает о себе знать: война, тюрьма, кровосмешение, родовые проклятия, бесплодные поиски родины его обычные темы. К примеру, в пьесе «Пожары» девушка долго ищет отца, чтобы узнать в финале, что он ее собственный брат, ставший садистом-палачом и изнасиловавший в тюрьме родную мать. В другой сын хочет похоронить отца, но не находит места для могилы ни на старой родине в Ливане, ни на новой в Канаде и пускает тело в плавание по морю.

Русское
Пьеса «Пожары» в постановке Муавада шла в 2007 году в московском театре Et Cetera. Любопытно, что предложение о работе режиссер принял только потому, что художественный руководитель Et Cetera Александр Калягин когда-то потряс его своей игрой в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Спектакль получил
неоднозначные отклики, а сам Муавад позже признался, что на репетициях с русскими актерами чувствовал себя как дрессировщик в клетке с тиграми.

Свое и чужое
Муавад очень плодовит. В лучших театрах Франции и франкоязычной Канады он ставит самые разные тексты от классических «Троянок» Еврипида и «Дон Кихота» Сервантеса до скандального романа Ирвина Уэлша «На игле». Но лучше всего ему удаются инсценировки собственных текстов, в которых он скрещивает греческие мифы с
нынешней суровой реальностью.

Критики
Театралы любят Муавада за изящество мизансцен, особую восточную поэтичность языка и притчевость. Сюжетные кульбиты в его спектаклях порой настолько неправдоподобны, что злопыхатели сравнивают творчество Муавада с латиноамериканскими мыльными операми, а доброжелатели с Софоклом и Еврипидом. Но и те и другие сходятся во мнении, что в каждом его спектакле происходит больше событий, чем во всех постановках театрального сезона Канады и Франции вместе взятых.

Призвание
Важди Муавад абсолютно лишен тщеславия. Однажды он отказался от престижной премии Мольера, заявив, что театр не соревнование. А в 2004 году снял по своей пьесе довольно успешный фильм «Побережье», но решил не продолжать эксперимент с кино и остаться верным театру «единственному в мире способу коснуться волшебства».

Чехов
Про Чехова, чью пьесу «Три сестры» Муавад везет в Москву, режиссер говорит: «В западном театре есть четыре «сада» Софокл, Шекспир, Чехов, Беккет. Сад Чехова состоит из людей, обычных людей, пустоте существования которых противостоит посредственность их окружения; и за неимением лучшего они смеются над всем этим
сквозь слезы. Чехов показывает трагедию простых смертных. Это больше не короли и королевы. Это люди».