В Москву приезжает Мариинский балет (а Большой театр отправляется в Петербург). Столичные балетоманы с ревнивым нетерпением ждут питерских звезд – Вишневу, Аюпову, Рузиматова, Ниорадзе, Махалину, Фадеева. Расшаркиваясь и демонстрируя нерушимую дружбу, два главных музыкальных театра России в очередной раз обмениваются гастролями. Мы им – Ролана Пети с «Пиковой дамой» и «Пассакалией». Они нам – того же хореографа, несколько лет назад перенесшего в Питер свои давние постановки – «Кармен» и «Юношу и Смерть». Похоже, Пети – любимый западный хореограф российского балета. И он же – камень, о который споткнулись организаторы этого гастрольного бартера.

            Французский мэтр взял, да и заявил публично, что недоволен качеством исполнения своих балетов в Мариинке: и танцуют не так, и декорации с костюмами подменили. В Питере инсинуации опровергли, прозрачно намекнув на то, что Пети просто вредничает, а его постановки идут в «строгом соответствии с контрактом». Пресса тут же попыталась раздуть эту историю до масштабов небольшого скандала. Те, кто придет в Большой на «Юношу и Смерть» с «Кармен», поневоле станут третейскими судьями в этом споре.

Балетные слои

            В Москве Мариинка покажет две программы. В первой опусы Пети прослоят десятиминутным «Средним дуэтом» Алексея Ратманского. Во второй изобразят страсти XVIII века с помощью «Манон» (давняя работа англичанина Кеннета Макмиллана).

Программа получается вполне контрастная. Пети с Ратманским непохожи. Первый любит суровые, но красочные «реалистические» картинки: Испания времен Мериме, послевоенная Франция XX века. Второй предпочитает условную, свободную от места и времени танцевальную концепцию. Но оба склонны философствовать о тайнах бытия: в их балетах речь напрямую идет о смерти.

            Ставя в 1946 году «Юношу и Смерть», Ролан Пети подложил музыку Баха под трагическую притчу Жана Кокто о самоубийстве. Название «Средний дуэт» дано композиции Ратманского не только потому, что так именовал свою музыку современный композитор Юрий Ханин. Дуэт здесь – человеческая жизнь между рождением и кончиной. За извилистыми линиями танца наблюдают два ангела – белый и черный. Дуэт оказывается квартетом.

Кармен классическая

            Во второй программе Мариинского театра все с точностью до наоборот, хотя и здесь дело кончается смертью. Над сентиментально-бытовой версией «Манон» можно плакать, если у вас чувствительное сердце, или с умилением посмеиваться, если вы не склонны к мелодраме. Танцевально-мимический пересказ классической повести аббата Прево почти не отклоняется от первоисточника, эротическое адажио Манон и кавалера де Грие давно вошло в концертные программы мировых балетных звезд, а костюмы и декорации «под старину» тихо радуют расшитыми камзолами и барочными завитушками.

            Мужские роли обеспечат Фарух Рузиматов, Игорь Колб, Андрей Меркурьев и Андриан Фадеев, именитые артисты разных поколений. Не нуждаются в рекламе Диана Вишнева, которая станцует Кармен и Манон, или Светлана Захарова, обещанная в «Среднем дуэте» и в балете Макмиллана. Эстеты займутся сравнениями: как трактуют образ Манон горячая Вишнева и более сдержанная Захарова, что может показать та же Захарова в «Среднем дуэте» рядом с Наталией Сологуб и чем цыганка Вишневой отличается от Кармен Ирмы Ниорадзе... Жутковатую партию Смерти (волею хореографа молодой и красивой) исполнит Юлия Махалина. Одни критики считают эту партию едва ли не лучшей работой балерины, другие предпочитают более «бесплотную» Ниорадзе.

 

Составы:

14 марта

«Кармен» (44') – Диана Вишнева, Фарух Рузиматов, Максим Хребтов

«Средний дуэт» (10') – Светлана Захарова, Андрей Меркурьев

«Юноша и Смерть» (16') – Ирма Ниорадзе, Андриан Фадеев

15 марта

«Кармен» – Жанна Аюпова, Андрей Меркурьев, Василий Щербаков

«Средний дуэт» – Наталия Сологуб, Ислом Баймурадов

«Юноша и Смерть»– Юлия Махалина, Фарух Рузиматов

16 марта

«Манон» (225') – Светлана Захарова, Андрей Меркурьев/Илья Кузнецов

17 марта

«Манон» – Диана Вишнева, Игорь Колб