В Театре п/р Олега Табакова ставят «Аркадию» – одну из самых трепетных пьес живого классика современности Тома Стоппарда, признанного лидера мировой драматургии. Стоппард пришел в драматургию подобно Бернарду Шоу – из театральной критики, а впоследствии блестяще дебютировал в кинорежиссуре («Золотой лев» за фильм по собственной пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»).

            Левша Стоппард пишет пьесы ручкой с голубыми чернилами на хорошей бумаге, игнорируя новенький компьютер. Смелые эксперименты с драматургической формой, «игра в бисер» с культурными мифами сочетаются здесь со старомодным изяществом языка и интеллектуальными парадоксами. Его тексты поистине рукотворны. Помимо вечных тем – таких, как поиски утраченной гармонии, любовь, необратимость, – «Аркадия» поражает поистине энциклопедическими знаниями.

            Теорема Ферма, которому не хватило полей тетради, чтобы записать доказательство. Тайна спешного отъезда Байрона из Англии. Ландшафтная архитектура как зеркало перехода от упорядоченного Просвещения к стихийному Романтизму. Сладкий грех «карнального объятия». Особенности национальной (английской) охоты. Истинно английский юмор и сочные аристократические скабрезности. Белые пятна прошлого и формула будущего, которую выводит гениальная девочка шестнадцати лет, не зная, что ей суждено через год погибнуть.

            Переводить все это и многое другое на язык театра Табаков пригласил своего любимого ученика Александра Марина. В «Аркадии» обоснуются Виталий Егоров, Никита Зверев, Луиза Хуснутдинова, Анастасия Скорик и Екатерина Семенова. А также «приглашенная звезда» Алексей Гуськов, недавно принятый в чеховский МХАТ.

– Алексей Геннадьевич, как вы чувствуете себя в новой труппе?

– Все здесь очень доброжелательно и по-рабочему. Молодой коллектив, в котором я вовсе не чувствую себя старшим товарищем.

– «Аркадия» пронизана смыслами и подтекстами. Какую «ниточку» будет вытягивать ваш спектакль?

– Нам важно подчеркнуть то, что мы ниоткуда не пришли и никуда не денемся. Что мы – звено непрерывной цепочки жизни на земле. Помните, как у Рэя Бредбери: раздавили бабочку, путешествуя в палеолите, и вернулись через многие тысячи лет не туда, откуда начали путешествие, а совершенно в другой мир. Но у зрителя, разумеется, будет возможность следить и за чудными человеческими отношениями, за тонкой историей любви.

– Есть ли у вас ощущение, что спектакль будет иметь шумный успех? «Табакерка» предпочитает играть его не у себя в «подвальчике», а на большой зал Лампового завода.

– Никогда у меня не бывает таких ощущений. Ладошки потеют от страха перед любой премьерой. Я точно знаю – по себе и своим знакомым, – что определенная часть публики под ругательным названием «интеллигенция» хочет видеть спектакли не о проблемах живота и ниже. И у этого спектакля будет свой, а не случайный зритель. После «Аркадии» зритель уйдет с ощущением, что не все потеряно.