Сказал один брат другому: «Если одному суждено погибнуть, то пусть хоть другой останется жить. Я пойду по следу птиц на берег моря, а ты иди за мной. Если море будет нести красную пену, возвращайся домой. Если будет нести белую – тогда жди меня год».

            Филиал Большого театра подтверждает статус «сцены для экспериментов». В первые дни весны обрядовый театр «Арвайден» из Владикавказа покажет здесь авангардное этническое действо «Золото нартов». Нартский эпос для осетин – то же самое, что миф о нибелунгах для германцев, «Илиада» для древних греков или «Калевала» для финнов: предмет особой национальной гордости и вечный запасник литературных сюжетов. К нему возвращаются как к любимой заводи, ведь миф – продукт нескоропортящийся. Он, как выясняется, радует человека эпохи техно почти так же, как сказителей десять веков назад. Соблазн войти в мир простых и тесно связанных между собой историй таит для режиссера тьму опасностей: стоит хоть немного сфальшивить в средствах, как сюжетная линия сползет в мелодраму и плоскую сказку без всяких философских подтекстов. Дабы избежать этой участи, театр «Арвайден» решил пойти своим путем: радикально «отформатировать» эпос в суперсовременный спектакль, в котором главную роль играет не режиссер, а художник.

            Идея такого взгляда на национальное достояние принадлежит осетинской художнице Виоле Ходовой. Два сезона назад Ходова получила национальную театральную премию «Золотая Маска» как художник обрядового действа «Арвайден – Небесное зеркало». Публику тогда зачаровали роскошные орнаменты и танцующие «чаши изобилия», которые несли смысл, заменяя сюжет. Новый спектакль имеет более точную культурную отсылку – не народные обряды вообще, а законченная легенда. Новый взгляд художницы на визуальную сторону мифа поддержали музыка и танец. Композитор европейской школы Владимир Николаев вкрапил россыпь народных мелосов в современную музыкальную партитуру, которую исполнят Российский национальный оркестр с Александром Поляничко за пультом и камерный хор «Алания» под руководством Агунды Кокойти.

            Труднее пришлось хореографу Татьяне Багановой, взявшейся за танцевальную часть. Признанный лидер российского современного танца прежде всего должна была обучить артистов, профессионально исполнявших только народные танцы, азам новой хореографии. Около года «универсальные джигиты» осваивали релиз, стретч и контактную импровизацию. Спектаклем уже заинтересовались престижные международные фестивали: свежая кровь неизвестных национальных культур плюс вечные ценности – зрелище как минимум из разряда необычных.

 

Миф

            На золотом дереве нартов до полуночи цвели цветы, а с полуночи до рассвета поспевали дарящие жизнь яблоки. Нарты гордились своим деревом и берегли его, но таинственные птицы повадились клевать плоды. Нарты по очереди сторожили дерево, но никто не мог поймать обидчиков. Наконец, его стали охранять братья-близнецы Ахсар и Ахсартаг. Темной ночью Ахсар увидел прилетевших к дереву райских птиц и, пустив стрелу, ранил одну. К нему в руки упало золотое перышко, и нарт потерял покой. Поутру по кровавому следу братья добрались до моря, Ахсар кинулся в пучину, наказав Ахсартагу ждать его год. В подземном царстве он узнал раненую птицу в царской дочери, вылечил ее и взял в невесты. К назначенному сроку выбрались молодые на землю. Но на земле близнецы разминулись. Ахсартаг увидел неземную красавицу в одиночестве. Обманулась и девушка, ведь различить братьев могли только боги. А когда вернулся суженый, разгорелась между ними битва, и убили они друг друга. Дочь морского царя в горе вернулась в отчий дом и там родила сыновей-близнецов. Только став взрослыми смогли они вернуться в опустевшие земли нартов.