Об «Иствикских ведьмах» будут говорить уже потому, что мюзиклы в Москве сейчас в фаворе. К тому же это очень веселый мюзикл. А накануне прихода весны так хочется праздника! Впервые мюзикл «Иствикские ведьмы» на музыку Дана Роу поставили в 2000 году в Лондоне, через два года – в Мельбурне. Через неделю-другую «Иствикские ведьмы», возможно, долетят до Москвы. Но это будет совсем не тот спектакль, который видели англичане и австралийцы. А гораздо более зрелищный!

Случай беспрецедентный: великий Кэмерон Макинтош, самый удачливый продюсер мюзиклов в мире и владелец прав на «Иствикских ведьм», позволил русской группе «Musicalstage production» и команде польского режиссера Януша Юзефовича сделать в Москве свой, оригинальный спектакль, оставив неизменными сюжет и музыку.

Юзефович чувствует себя богом

Упрямый поляк Юзефович согласился работать в проекте только на условиях самостоятельности.

– Мне не раз предлагали воспроизводить чужие спектакли, – рассказывает Януш. – Например, «Notre Dame de Paris» или «Мисс Сайгон». Но мне жаль времени на воплощение чужих идей. Я люблю сидеть в пустом зале и представлять себе то, что потом увидит зритель: вспышки света, мелодии будущего спектакля... Чувствуешь себя Господом Богом перед сотворением мира.

– Говорят, у тебя ведьмы будут парить над залом, рояль – гореть… Что главное в этом спектакле – эффекты?

– Все главное: музыка, танцы, актеры, трюки, компьютерная графика. В мюзикле все взаимосвязано и работает на результат. Мне, кстати, сегодня сказали, что парень, который делал нам компьютерную графику, номинирован на «Оскар». Видишь, какие люди у нас работают!

Напомню читателям: три года назад Юзефович поставил в Москве мюзикл «Метро». А вот дату премьеры «Иствикских ведьм» продюсеры Андрей Лукьянов и Татьяна Огородникова не называют: никак не согласуют с Кэмероном Макинтошем время его приезда. Пока театр не полон и ложи не блещут, Юзефович увлеченно рассказывает:

– Здесь будет бить гейзер высотой шесть метров. Актеры будут танцевать в воде. А Ван Хорн появится в роскошном автомобиле – внезапно, ниоткуда! Раз – и все! Я бы хотел сыграть Ван Хорна. Такая богатая роль...

–И что мешает?

–Других дел полно.

–Может, сотый спектакль будешь сам играть?

Каждый сотый! (Это уже в наш разговор вмешался продюсер Андрей Лукьянов. У него можно выспросить всякие коммерческие тайны. И я начинаю выспрашивать. – Авт.)

– Скоро премьера, а вы ведете себя как-то тихо.

– Ну да, будут у нас фонтаны на сцене. И кого сегодня этим удивишь? Я для себя так оцениваю спектакль: если к концу первого действия не считаешь минуты до антракта, значит, все хорошо. Надеемся, зрители не заскучают.

– Можете назвать хоть какие-то цифры?

– Пока это невозможно. Мы планировали сделать 250 костюмов – сейчас их уже 450. Сегодня Юзефович придумал еще два новых трюка.

– Да он вас разорит!

– Ничего, у нас серьезные инвесторы.

Русские могут себе это позволить 

В какой-то момент над спектаклем нависла угроза: взгляды Кэмерона Макинтоша кардинально разошлись со взглядами Юзефовича. Продюсер Татьяна Огородникова вместе с Янушем полетела в Австралию убеждать маэстро. И в конце концов тот воскликнул: «Ну, если вы ЭТО можете себе позволить – работайте!» После долгих уговоров Лукьянов все же озвучивает какие-то цифры:

– В зале 950 мест. Билеты – от 20 до 80 долларов в рублевом эквиваленте. Играть будем блоками, по 14 дней в месяц.

– А разве ежедневные показы – это не главное для мюзикла?

– Это не наш зал. Мы его будем делить с Театром киноактера. Но небольшие перерывы в работе даже полезны: ребята не будут уставать от материала.

Стоя у стеночки, я смотрю, как идет репетиция. Юзефович невероятно обаятелен, в каждом его взгляде и жесте самозабвенная любовь к своему детищу. Пообещав показать всего один номер (и мне еще повезло: я первый журналист, которого пустили на репетицию), он увлекается, просит актеров работать еще и еще. И поворачивается ко мне: «Ну как?!»

Я с трудом отрываю взгляд от актеров. Танцкласс со сваленными щитами в углу, актеры в разномастных одежках, одинокий концертмейстер у рояля… И уже сейчас – здорово!

Даже не вникая в повороты сюжета попадаешь в какую-то радостную и приподнятую атмосферу. Видно, что актеры по-настоящему получают кайф от работы. Юзефович по ходу делает замечания: вот здесь нужно остановиться. И (поворот головы) – сделать вот так!

Я пришла в зал Театра киноактера на Поварской всего полтора часа назад и уже успела стать настоящим фанатом «Иствикских ведьм». Я жду праздника!

Певцов не выдает своей любви

В спектакле занято несколько звезд сегодняшней сцены: Анна Большова из Ленкома, Анастасия Сапожникова из «Метро», примадонна «Дня Радио» Нонна Гришаева, Михаил Богдасаров из «Летучей мыши». Главную роль попеременно будут играть лидер группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев (он же автор русского текста мюзикла) и не нуждающийся в представлении Дмитрий Певцов. Блицинтервью с ним – на сладкое.

– Как правило, мы все знакомились с мюзиклом в киноверсиях или за границей. Помните свою встречу с этим жанром? Есть ли у вас любимый спектакль?

– Насколько я помню, первый мюзикл, который я посмотрел, – это «Вестсайдская история», художественный фильм. Мне кажется, это было еще в институте. Но, может быть, я ошибаюсь и это было гораздо позже, на видеокассете. Мне дико понравилось. Что касается любимого спектакля в этом жанре, то, наверное, это «Юнона» и «Авось», я не буду оригинален.

– Правда ли, что после участия в проекте «Метро» вы брали уроки вокала у Теоны Кантридзе? Повлияло ли «Метро» на вашу жизнь или это была обычная актерская работа?

– До того как оказаться в «Метро», я уже записал одну песню. В «Метро» мне очень понравилось, как люди владеют пластикой, голосом. Возникло любопытство: смогу ли я так? С Теоной Кантридзе нас свела судьба, это не был выбор педагога, в жизни ведь ничего не происходит просто так. Мы продолжаем творчески общаться и сейчас, я уверен, будем общаться впредь. В «Метро» у меня не было никакой серьезной актерской работы, да этого там и не требовалось. Единственное, что помню: во время спектакля я стоял за кулисами, пытался подпевать ребятам, что-то танцевать и дико завидовал тем, кто делал это профессионально.

– Николсон за роль Ван Хорна получил премию нью-йоркских критиков. Помогал или мешал вам в работе фильм «Иствикские ведьмы»?

– На меня это вообще никак не влияет. У меня уже были подобные случаи. Я играл и Гамлета после Янковского, и Фигаро после Андрея Александровича Миронова. Никаких комплексов, никаких скидок, экивоков, кивков в сторону того, что сделано Николсоном, не может быть. Мы разные артисты, разные индивидуальности, история у нас совершенно другая. У нас мюзикл, у нас принцип существования артиста в этой роли совершенно другой. Смешно пытаться быть похожим на Николсона, это дело эстрадных пародистов, а не серьезного или какого бы то ни было драматического актера.

– Актерский путь от супермена до дьявола весьма логичен. Предполагается ли дальнейший «карьерный рост»?

– Актерский путь от супермена до дьявола… Во-первых, я не знаю, что такое супермен, потому что оба слова нерусские – и «супер», и «мен». Очевидно, былинный богатырь имеется в виду. А я такого не играл никогда. Если речь идет о каких-то персонажах типа «по прозвищу Зверь», то для меня это прежде всего живые люди, обладающие некими умениями в области противоборств. А слово «карьера» к себе вообще не применяю. Я занимаюсь своим делом, стараюсь не заниматься тем, что мне не интересно, а только тем, что нравится, максимально получать от этого удовольствие. Никогда не мечтал о роли, не думал о том, логичен ли переход от суперменов к дьяволам. Я никакого дьявола играть не собираюсь. Он такой же человек, может быть, несколько сказочный, несколько странный, поскольку является продуктом мечтаний трех женщин…

– У вас есть «любимая ведьма» среди партнерш по спектаклю?

– Некорректный вопрос. Они все прекрасны, все по-своему талантливы. Даже если у меня будут какие-то предпочтения, о них никто не узнает, кроме меня самого.