В Москву приезжает самое загадочное детище трагически погибшего в прошлом году хореографа Евгения Панфилова. Актеры балетной труппы «Бойцовский клуб» были набраны им из числа простых пермских культуристов. В столице массивные танцовщики покажут балет с суровым названием «Тюряга».

            Год назад, в момент создания «Тюряги», члены «Бойцовского клуба» только начинали постигать профессию артиста. Евгений Панфилов сочинил для них массовые всплески телесной «физики», напоминающие танцпол в обшарпанной забегаловке. Брутальным «качкам» надо было оставаться самими собой и одновременно учиться действовать в команде – пожалуй, это было самой сложной задачей для горстки вольнолюбивых культуристов.

Само собой разумеется, что герои «Тюряги» не одеты в розовые распашонки: рассказать о системе выживания в застенке можно лишь шершавым языком плаката. Со сцены идет мощный поток драйва, внешне грубого и однозначного, как децибелы на рок-концерте.

            Безымянные герои балета – мальчишки с улицы, ходячие аккумуляторы агрессии. Панфилов обыграл подрост­ковое чувство переполненности энергией. Он рассказал о мужчинах, бессознательно пробивающихся к чему-то, лежащему за пределами привычных отношений «кто смел, тот и съел». Да, здесь упиваются рыканием экстремального «Раммштайна» и завываниями Мэрилина Менсона. Здесь действуют зэки, а значит, в цене грубая сила. Но вдруг звучит хрустальная и хрупкая музыка Арво Пярта. И становится ясно, зачем Панфилов снабдил «Тюрягу» эпиграфом из Уолта Уитмена: «Дурные люди, готовые расплакаться».

            В первом отделении театр «Крепостной балет» покажет совсем иной спектакль. Последняя работа хореографа Елены Прокопьевой называется «Пикник». А чем не тема? Вполне подходит для ностальгии по старому доброму времени, когда все было «изячно», дамам целовали ручки, а мужчины не смели садиться в присутствии женщин. В «Крепостном балете» постарались учесть все, чтобы спектакль походил на кудрявую зарисовку нравов и вместе с тем на ироничный современный опус.

            Декорацию сделали похожей на полотно импрессиониста. В кружево мелодий француза Хьюго ле Бара (того самого, под которого очень любит сочинять балеты Морис Бежар) вплели музыку дуэта «Белый острог». Пустили восемь персонажей, объявив, что гуляют они «на фоне садовой скамейки, кружевных зонтиков, корзиночек, белой скатерти». Смотрите, проникайтесь поэзией прошлого и учитесь хорошим манерам.

Майя Крылова

 

Вечер современной хореографии с участием «Крепостного балета» и «Бойцовского клуба» пройдет 3 марта на сцене Театра наций («Чеховская», Петровский пер., 3). Спектакль «Пикник» «Крепостного балета» будет показан отдельно 21 марта. Заказ билетов по т. 229-37-39, 229-53-97

 

 

Евгений Панфилов (из последнего интервью)

 

            «В какой-то момент мне стало скучно, я захотел чего-то необычного. И создал две новые труппы. Первой был «Балет толстых». Я дал объявление в газетах: ищу полных людей, желающих танцевать. Пришло много народу: оказывается, среди нас живут граждане небалетных объемов, втайне жаждущие жизни в искусстве. Мне пришлось ломать их стыдливость: мол, как же это они выйдут на сцену полуголыми, с их-то телесами? Ничего, вышли, да так, что получили премию «Золотая Маска» за спектакль «Бабы».

            Теперь под одной крышей существуют три коллектива: основная труппа «Балет Евгения Панфилова» (мы ее именуем «Балет худых»), «Балет толстых» и мужская танцкомпания «Бойцовский клуб». Кстати, балету толстых нет прецедента в мире. Качкам – тоже. Их я снова набирал через газеты. Пришли разные личности, в том числе угрожающего вида, были обыкновенные мальчики и были еще такие, шибко изящные, из модельного бизнеса...

            Я сразу сказал – вот эти и эти уйдут. Они уже развращены, не смогут в театре работать. Остались средние по мускулам, но они быстро подкачались. Я их на репетициях терроризирую. Уйду, бывало, в сердцах, а они мне вслед: «Когда вы вернетесь, Евгений Алексеевич? Без ваших криков скучно».