В Центре имени Мейерхольда, гостеприимно распахнувшем двери перед молодыми экспериментаторами, на этой неделе сыграют премьеру «Школы шутов» режиссера Николая Рощина, сделавшего себе имя на искусстве стилизации. Театральную группу «Корабль дураков» Николай Рощин и его сокурсники придумали еще пять лет назад, учась в РАТИ. Показали свой первый спектакль «Пчеловоды» – трагифарс по сюжетам картин Босха и Брейгеля – и немедленно получили приз за лучший дебют сезона. Тогда же группа решила расстаться со своим названием, но оно, как видно, приклеилось накрепко.

Дураки и шуты – носители особого знания о мире. И нынешний спектакль Рощина тоже о них. В нем почти вся антология средневековых и раннеренессансных текстов и живописных работ о дураках: «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Корабль дураков» Себастьяна Бранта, средневековые фарсы, офорты Жака Калло и гравюры Альбрехта Дюрера.

Занятый поиском новой сценической формы и увлеченный идеями Гордона Крэга об актере-сверхмарионетке, Рощин предлагает своим артистам читать книги, рассматривать картины, а потом разыгрывать сцены «по мотивам», отказываясь при этом от привычного распределения ролей. Текста как такового зрители в «Школе шутов» тоже не услышат. Он произносится намеренно невнятно и служит скорее для выражения эмоций. Зато музыка, написанная Стефаном Андрусенко (он работал с Александром Пономаревым в «Победе над Солнцем» в Российском молодежном театре), будет исполняться актерами на специально придуманных музыкальных инструментах.

«Последняя часть нашего спектакля – это опера, французский фарс о мельнике, душу которого уволок дьявол, – поясняет Рощин. – А в целом спектакль состоит из ряда фрагментов, в ходе которых подготавливается ритуальное место для совершения жертвоприношения. Хотя во имя чего готовится это жертвоприношение и какому божеству – для зрителя остается непонятным».