Большой театр закрывает балетный сезон премьерой — реконструкцией легендарного «Петрушки» на музыку Стравинского. Когда-то именно этот спектакль прославил русский балет на весь мир.

«Петрушка» ставится вдогонку 100-летию Дягилевских сезонов и навстречу предстоящим летним гастролям в Лондоне. Сюда Большой театр традиционно вывозит свои самые свежие и лучшие постановки. Декорации к «Петрушке» изображают старинный масленичный базар – а на русскую экзотику в Европе всегда спрос.

Одноактный опус возобновляет петербуржец Сергей Вихарев. За его плечами – блестящие реконструкции «Спящей красавицы», «Коппелии» и «Баядерки». Десять лет назад он уже ставил «Петрушку» в Мариинском театре. Собственно, эту же редакцию теперь увидят и в Москве. Тогдашний балет в Питере шел с успехом и исчез из репертуара только потому, что сгорели декорации. А на пустой сцене такой красочный и нарядный спектакль не станцуешь. Кстати, в феврале этого года в Мариинке показали «Петрушку» в постановке бродвейского хореографа Гэри Криста. Балет вышел живым, абсолютно не академичным и чем-то похожим на мюзикл. Теперь слово за Большим.

Труппе ГАБТа предстоит сложная работа: в этнографически декоративном балете не сорвешь аплодисменты на тридцати двух фуэте или в каскаде двойных пируэтов. От артистов потребуется умение создавать «игрушечные» эмоции. Речь в «Петрушке» идет о куклах, которые вдруг стали испытывать человеческие чувства: любовь, ревность и страдание.

Премьера балета состоялась в 1911 году на сцене парижского театра Шатле. Его авторы – легендарный антрепренер Сергей Дягилев, художник-сценограф Александр Бенуа, композитор Игорь Стравинский и хореограф Михаил Фокин. После шумного успеха во Франции (партию Петрушки танцевал тогда сам Вацлав Нижинский) спектакль стали возить по свету. Нью-Йорк, Буэнос-Айрес, Кейптаун, Копенгаген, Рим, Лондон. Именно благодаря «Петрушке» русский балет получил всемирное признание.

Сюжет «Петрушки», на первый взгляд, бесхитростен. По петербургской площади с балаганами бродят зеваки из «хорошего общества», подгулявшие купцы, шарманщики, кучеры, мужики, ряженые, бабы, цыгане и офицеры. Народ глазеет на представление Фокусника, который управляет тремя куклами: нервным Петрушкой, очаровательной Балериной и глупым Арапом. Они одержимы нешуточными страстями. Петрушка любит Балерину, Балерина – Арапа. Любовный треугольник приводит к трагедии: счастливый соперник в погоне за Петрушкой протыкает уродца саблей. Толпа ахает, но жестокий Фокусник убеждает зрителей, что это всего лишь куклы... Когда же владелец тащит испорченный реквизит в балаган, то в ужасе видит над театральной ширмой разгневанного живого Петрушку.

В кукольный триллер авторы спектакля заложили вполне серьезные вопросы. Например, бывает ли у раба трепетное сердце и живая душа? История героя, если разобраться – это отчаяние «маленького человека», о котором с философской слезой писали русские литераторы XIX века.