В Москву на этой неделе приезжает уникальный петербургский театр «AXE-групп» – из блестящей плеяды коллективов, некогда порожденных гением Вячеслава Полунина и сумевших вслед за лидером повенчать драматический театр с пантомимой и трагической клоунадой.

Театр «АХЕ» на Западе знают больше, чем на родине. Спектакль «Пух и прах» – тот, который и будет показан в Москве, – был участником официальной программы фриндж-театров на престижнейшем международном фестивале в Эдинбурге в 2001 году. Основан театр 10 лет назад двумя бородачами: театральным художником и декоратором Максимом Исаевым и Павлом Семченко – актером, сотрудничавшим с Полуниным.

Их конек – перформансы, которые «АХЕ» показывал по всему свету. Но некоторые импровизации иногда обретают стабильную форму. Так возникли спектакли «Белая кабина», «Мокрая свадьба», «Каталог героя». Их последняя работа «Sine loco» стала претендентом на премию «Золотая Маска-2003» в конкурсе «Новация».

Создатели «АХЕ» любят называть свою труппу «Русский инженерный театр». И действительно, когда смотришь их спектакли, кажется, что за театральное искусство взялись бывшие ИТР, физики и химики. Их театр – сценическое пособие по сопромату, науке о прочности материалов и их склонности к деформации. Весь спектакль что-то открывается, закрывается, высыпается, отражается… Гнется тугой тростник, сыплется песочек, дымится вялая пыль, тянется жвачка, зеркало отражает, вода капает, стекло дрожит, свечка оплывает…

Сплошные трансформации, оптический театр, внутри которого актеры чувствуют себя как боги, испытывающие материю на прочность, чтобы воссоздать мир из хаоса предметов. В этом действе, состоящем из множества жестов-головоломок, актеры, валяясь в просыпавшейся с небес пыли, пытаются удержать в руках и сохранить маленьких куколок-балеринок – пушинок жизни, единственную красоту, которую нельзя повергнуть в прах.