Эти люди не любят раскрывать своих имен. Но в их руках процесс ценообразования театральных билетов. Они – перекупщики, и с одним из них нам удалось поговорить.

Предыстория такова. В феврале 2002 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал специальное распоряжение, по которому билеты в театр, на концерты и другие подобные мероприятия следует продавать по той цене, которая на них – билетах – указана. Нехорошим людям, искавшим баланс между спросом и предложением, были обещаны суровые меры наказания. Помогло это, прямо скажем, не очень. В последнее время появилось большое количество фирм, запросто предлагающих лучшие билеты в любые театры. Реклама некоторых из них публикуется и в нашем журнале.

Услугами «альтернативных» касс сегодня пользуются многие. А если это явление благополучно существует, то означает это только то, что не все благополучно в обыкновенных театральных кассах. Перекупщики всего лишь делают то, чему никак не могут научиться штатные театральные кассиры. И данное интервью красноречиво доказывает этот факт.

Нашему автору удалось встретиться в кафе на Большой Дмитровке с одним из таких посредников между театром и зрителем. За чашкой кофе Леонид раскрыл секреты своей «профессии». Этот текст – настоящий эксклюзив, потому что обычно люди этого круга очень молчаливы…

Мы публикуем его по нескольким причинам. Во-первых, интересно выслушать весьма оригинальную точку зрения на современный театральный процесс от человека, который «голосует» рублем – пусть не своим собственным. Во-вторых, этот текст мы адресуем сотрудникам всех театральных дирекций, в которых до сих пор еще не поняли, что за зрителя сегодня нужно бороться.

 

– С чего вы начинали?

– Я стал заниматься перекупкой лет двадцать назад. Тогда обладать билетами в Большой театр означало все. Отстояв несколько ночей, я покупал самые дешевые билеты – два на балет, два на оперу – по 50 копеек или по рублю. Хороших билетов – в партер и амфитеатр – я вообще никогда не видел: они распределялись через правительственные и спецкассы. Нормальный человек попасть в театр не мог. У иностранцев были справочники, где объясняли, что такое хорошие билеты. На дешевых билетах мы фломастером подписывали слово «пар­тер», чтобы иностранец «прореагировал» на нужное слово.

Долгое время Большой театр был нашим основным бизнесом. Можно было самим не торговать, а просто, выкупая билеты, обеспечивать ими других. Сегодня ситуация поменялась, и билеты в ГАБТ – это всего лишь десять процентов наших продаж. Мы стараемся работать только под конкретный заказ. Зрителей можно понять: репертуар в ГАБТе не меняется, а сколько раз можно смотреть ту же «Жизель»?

– А на что люди все-таки ориентируются, покупая билеты?

– В основном, на свободные дни. Например, если суббота-воскресенье выходные, то в пятницу можно пойти в театр.

– А спектакли, звезды?

– Этого нет. Кто танцует, кто поет – все равно. Конечно, «Лебединое озеро» и по три с половиной тысячи уходит, и чьи-то поклонники любые деньги заплатят за своего кумира, но они к нам не обращаются.

– Директор Большого Анатолий Иксанов говорит в своих интервью, что будет повышать цены до тех пор, пока из-под колонн не исчезнет последний спекулянт. Это реально?

– Нет. Да и зачем? Я думаю, что Большой театр продает такое большое количество билетов именно благодаря спекулянтам – они предлагают, рекламируют. А что мелкая афишка около кассы может дать? Например, наша фирма разработала свой календарик, который рассылается по банкам и крупным организациям: там на каждый день отмечено, что лучшее идет в театрах.

– Лучшее – на ваш взгляд?

– Да. Вообще-то мы работаем в системе спроса: что у нас спрашивают, то и продаем. Мы не звоним и не предлагаем: «Вот, у нас есть билеты на «Балакирева» в Ленком. Не хотите ли?» Это неэффективно.

– Круг постоянных клиентов большой?

– Нет. Ведь хороших спектаклей навскидку совсем немного – штук десять.

– И что сейчас больше всего спрашивают?

– «Нотр Дам де Пари», например. Сейчас потихоньку идет на спад, а раньше до восьмидесяти процентов всего нашего оборота составляло.

– «Нотр Дам» – тоже недешевое удовольствие.

– И не говорите! На «Нотр Дам» нам дают вместе с дешевыми билетами «нагрузку» – дорогие, которые надо хотя бы просто продать. У них раньше максимальная цена была 3000 рублей, теперь 5000. Мы думали, вообще невозможно будет продать, ведь идешь не один, а за два билета – уже 10 000, более трехсот долларов. Но, оказалось, все расходится. Они рекламы дали много, все знают, спрашивают.

– А остальные мюзиклы?

– Остальные – нет. «Чикаго» мне понравился, а остальные не очень довольны, так что не думаю, что будет большой спрос.

– На что еще есть спрос?

– Концерты, если билеты не очень дорогие. Если реклама хорошая, все пойдет. Приезжал театр «Ла Скала» – мы знали, сколько роликов по ТВ покажут, и в спросе почти не сомневались. А иногда даже стыдно становится, что что-то людям продал.

– Сами смотрите, что продаете?

– Конечно, иначе как прогнозировать? Это же огромные деньги…

– А драматический театр?

– «№ 13» во МХАТ им. Чехова – очень веселый спектакль. Мастерскую Фоменко любят, но там классические постановки – а с этим тяжело. «Шут Балакирев», «Юнона» и «Авось», «Город миллионеров» в Ленкоме. «Мужской род, единственное число» в Театре им. Станиславского. Сейчас начали спрашивать «Имаго» с Анастасией Вертинской. Я посмотрел только что «Ladies’ Night» – это лучший спектакль сегодня, такого еще не было. Уже сейчас все спрашивают билеты, а их нет.

– «Современник», «Сатирикон»?

– В «Современнике» немножко спрашивают «Три товарища», в «Сатириконе» – ничего.

– Другими словами, если есть возможность покупать билеты легко и удобно, все-таки обходятся без вас?

– Может, и так… Но и в цирк бывают заказы, хотя билеты везде продаются.

– А «Черный монах» в ТЮЗе, Мастерская П. Фоменко?

– Эти билеты нереально достать, когда надо, и невозможно продать, если они есть. Хотя в принципе спрос не ограничен, желающий и на 100 долларов согласен. Главное, чтобы позвонил человек, который хочет купить этот билет. Мы провели эксперимент, взяв по нескольку билетов на все спектакли. Заказов не было, а те, кто хотел попасть, готовы были платить только по тысяче рублей, а мы их и так берем дорого. В общем, эксперимент повторять не будем.

– А каков уровень наценки? Скажем, на билете в Ленком написано: 250 рублей. Вы же не за 350 продаете?

– А где вы возьмете билет в Ленком за 250? Если бы нам было можно их за «оригинальную» цену купить, продавали бы дешевле, но ведь там в кассу вообще ни одного билета не поступает! Если мне билет в Ленком приходит хотя бы по тысяче – скажу спасибо.

– Администрация театров вам помогает?

– Конечно. Если нет билетов – делают пропуска. Да и с билетами тоже помогают. Театральные работники получают не очень много, а кушать хочется.

– Есть хорошие и плохие кассиры?

– Почти все хорошие, если деньги платишь. А вот во МХАТ им. Чехова с ними вообще нереально разговаривать… В нашем деле главное – владеть информацией. Знать, у кого что можно взять, связать заинтересованные стороны и на этом заработать деньги.

– И сколько человек в цепочке бывает?

– Иногда очень много… Четыре – пять – шесть человек не предел. Представляете, цена как растет? Чтобы обеспечить низкую цену клиенту, мы должны заранее прогнозировать, что пойдет, рисковать и покупать билеты в кассе. Я же не могу встать перед началом у «России», например, и продавать.

– Но ведь в принципе зритель тоже может позвонить в кассу…

– Знаете, что ему ответят: «Вы что, молодой человек, ошалели, какие билеты?! Приезжайте, мы вам все подберем». Отошьют так, что вообще ни в какой театр не захочется. К тому же часто люди приезжают, а билетов нет. Если человек работает и у него есть деньги, но нет времени, ему дешевле общаться с нами, чем тратить время на самостоятельные поиски. Мы же найдем, привезем, не надо искать телефон театра и пытаться туда дозвониться, что тоже очень непросто.

– Почему сами театры не хотят работать со зрителями?

– Зачем им это? Они продают билеты через кассу. Давать рекламу в газетах и журналах – дорого. У них руки не доходят до этого.

– А до чего доходят?

– Когда в театре полупустые залы, театр, дотируемый государством, почти ничего не теряет. А все проблемы по наполняемости зала ложатся на систему театральных касс, распространителей, посредников…

(сайт «Театральный смотритель», www.smotr.ru)