Наша анкета

1. Лучший спектакль

2. Лучший актер (солист)

3. Лучшая актриса (солистка)

4. Новые тенденции

5. Персона года

6. Разочарование года

Опера

Петр Поспелов, «Консерватор»

1. «Адриенна Лекуврер» в Большом театре.

2 – 3. В Москве никто. В Петербурге – солисты Мариинского театра Геннадий Беззубенков и Екатерина Семенчук.

4. Художник-сценограф, а не режиссер становится главным автором спектакля (если таковым уже не является дирижер).

5. Нет такой, если это снова не дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев.

6. «Снегурочка» в Большом театре.

Андрей Хрипин, «Аргументы и факты»

1. Перенос «Адриенны Лекуврер» из «Ла Скала» на сцену Большого театра; «Альберт Херринг» – студенческий спектакль курса А. Тителя и И. Ясуловича (Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко); «Слепая ласточка» А. Щетинского (проект А. Парина для фестиваля в Локкуме).

2. Михаил Губский, Всеволод Гривнов (ГАБТ), дебютант Олесь Парицкий (Королевич в «Кащее бессмертном», «Геликон-опера»), Михаил Давыдов («Лулу» и «Слепая ласточка», «Геликон-опера»), Николай Решетняк («Паяцы» в «Новой опере»).

3. Екатерина Сюрина («Новая опера»)

4. Зарубежные оперы еще умеем ставить, а свою русскую классику разучились вконец («Снегурочка» в «Новой опере» и Большом, «Хованщина» в Большом).

5. Есть только антиперсона – Александр Ведерников, музыкальный руководитель Большого театра.

6. «Лулу» в «Геликоне» – скабрезный пустячок без титульного образа. Возвышение и падение дирижера Теодора Курентзиса («Фальстаф» в «Геликоне»). Издевательство над «Снегурочкой» в «Новой опере» и Большом театре. Усиленный телетрансляцией позор Большого театра в Пушкинских горах с «Борисом Годуновым». Режиссура Франчески Дзамбелло в «Турандот» (ГАБТ). «Юлий Цезарь и Клеопатра» в Камерном театре п/р Б. Покровского. Даниелла Десси в роли Тоски на гастролях Римской оперы.

Юлия Бедерова, «Время новостей»

1. «Турандот» в Большом театре. Такого здесь не было уже десятки лет и когда теперь еще будет – не ясно. Это спектакль шикарного стиля, умный, злой, элегантный, с европейским лоском и подтекстом. Кроме того, вокально-стилевая отделка такого хорошего качества – это вообще нонсенс для Большого.

2 – 3. Нет таковых.

4 – 5. Гендиректор ГАБТа Анатолий Иксанов. Второй год он, как уж на сковородке, крутится в реформируемом Большом театре. По всей вероятности, является если не единоличным автором, то куратором новой идеологии Большого – в духе консервативного либерализма. Представляется залогом грамотных реформ, но на его счету пока даже больше неудач, чем достижений.

6. Провалов два и оба в Большом театре. Махрово-доморощенная «Хованщина» и амбициозно-провинциальная «Снегурочка» на старой и новой сценах Большого соответственно буквально огорошили несоответствием общественных ожиданий и результата.

Балет и современный танец

Лейла Гучмазова, «Время МН»

1. В Москве ничего подобного не наблюдается. А раз так, то лучшим назовем современный балет из Екатеринбурга «Полеты во время чаепития» Татьяны Багановой.

2 – 3. В Москве лучшему танцовщику и лучшей танцовщице проявиться не довелось. По совокупности сил и претензий лучшим все-таки признаю Николая Цискаридзе: в этом году он не только с успехом танцевал в Гранд-опера, но и возмущал спокойствие в родном болоте. В параллельном мире современного танца интересны танцовщицы Рамуне Ходоркайте и Дарья Бузовкина.

4. Намного больше стало гастролей, но по-прежнему ничтожно мало премьер. В балете Большого театра за год перенесли из Лондона сороколетнюю «Тщетную предосторожность» и подновили советскую классику – «Легенду о любви». Утренник Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко «Цирк приехал» и доморощенный «Дон Жуан» балета «Москва» в счет не идут, и лавры автоматически транспортируются в Мариинский театр («Золушка» Ратманского и вечер балетов Ноймайера).

5. Персона года в российской хореографии – ушедший в мир иной Евгений Панфилов. С ним какую-то часть русского театра отрезало в прошлое навсегда.

6. О разочарованиях все сказано выше.

Майя Крылова, «Независимая газета»

1. «Тщетная предосторожность» в Большом театре.

2. Геннадий Янин (Ален – «Тщетная предосторожность», ввод на роль Шута – «Легенда о любви», ГАБТ).

3. Анастасия Горячева (Лиза – «Тщетная предосторожность», ввод на роль Жизели, ГАБТ), Мария Александрова (ввод на роль Эгины – «Спартак», ГАБТ).

4. Открытие новой сцены Большого театра.

5. Любую персону года из России затмил французский хореограф и танцовщик Йозеф Надж (гастроли в Москве со спектаклями «Войцек» и «Время отступления»).

6. «Спартак» в постановке Натальи Касаткиной и Владимира Василёва, а также отсутствие ярких работ в жанре современного танца.

Анна Гордеева, «Время новостей»

1. Возобновленная «Дочь фараона» в Большом театре.

2. Николай Цискаридзе, оттанцевавший без замены десяток «Пиковых дам».

3. Мария Александрова (дебюты в «Спартаке» – Эгина и в «Сильфиде» – заглавная роль).

4. В балете возникает нечто вроде стихийного общества защиты прав потребителей, протестующих против недоброкачественной рекламы и продвижения заведомо некачественного товара. В Большом театре впервые освистали Анастасию Волочкову.

5. Алла Сигалова, воскресившая из пепла свой театр и поставившая «Красные и черные танцы».

6. Гастроли Хьюстонского балета.

Драма

Джон Фридман, «The Moscow Times» и «The New York Times»

1. «Макбетт» в театре «Сатирикон».

2. Александр Калягин – Папаша Убю (театр «Et Cetera»), Григорий Сиятвинда – Макбетт, Николай Волков – Клавдий («Гамлет», Театр им. Станиславского).

3. Елена Козелькова и Галина Заборская в спектакле «Моя мать – Марлен Дитрих» (Театр наций), Агриппина Стеклова – леди Макбетт («Сатирикон»), Александра Урсуляк – все роли в премьерах Театра им. Пушкина.

4. Реабилитация современной драматургии. Можно ходить в театр несколько раз в неделю и смотреть исключительно новые пьесы.

5. Драматурги Елена Гремина и Михаил Угаров, создатели «Театра.doc», труд которых сделал возможным возрождение современной пьесы на российской сцене.

6. Я могу спорить со многими создателями театральных спектаклей, но ставить клейма не в моих правилах.

Марина Тимашева, радио «Свобода»

1. «Дама с собачкой» Камы Гинкаса в Театре юного зрителя.

2. Сергей Маковецкий – Городничий в «Ревизоре» Театра им. Вахтангова; Александр Калягин – Папаша Убю в «Короле Убю» Театра «Et Cetera».

3. Галина Тюнина – Феодора («Отравленная туника» в Мастерской Петра Фоменко).

4. Стремление «главных» театров «задрав штаны, бежать за комсомолом», то есть за тем, что называется «современной драматургией», а по сути является сочинениями на «актуальную тему».

5. Петр Фоменко – учитель, режиссер и маг театра. Последний из могикан подлинного психологического ансамблевого театра.

6. Стараюсь не очаровываться заранее, оттого счастливо избегаю разочарований.

 

Павел Руднев, «Ваш досуг»

1. «Макбетт» в театре «Сатирикон» и «Черный принц» в Театре им. Пушкина.

2. Константин РайкинТодеро («Сатирикон»), Александр Феклистов – Брэдли Пирсон («Черный принц»), Сергей Маковецкий – Городничий («Ревизор» в Театре им. Вахтангова).

3. Галина Тюнина – Феодора («Отравленная туника» в Мастерской Петра Фоменко).

4. Борьба театров за современную пьесу, от которой год-два назад они же и открещивались.

5. Режиссер Роман Козак как «реставратор» Театра им. Пушкина. Дебютант в режиссуре Марина Брусникина.

6. Процесс омоложения театральных дирекций, к сожалению, приостановлен, а тем не менее театров с вялой и устаревшей администрацией осталось немало.