Алена Данилова
16 мая 2010

«Wonderland 80»: полный застой

Режиссер Константин Богомолов открыл московской публике глаза на унылое убожество ушедшей эпохи.

Для этой цели в спектакле «Wonderland 80» на сцене театра «Табакерка» он совокупил два ироничнейших произведения — довлатовский «Заповедник» и кэрролловскую «Алису». Дитя от этого по всем статьям мезальянса родилось умненькое, но страшненькое.

Самое восхитительное в спектакле Богомолова — то, как глубокомысленный абсурд «Страны чудес» ложится на безнадежный абсурд Довлатова. Самое обидное — то, что смачный юмор литературного первоисточника значительно пострадал от... театра. Инсценировка лишила довлатовский текст его живости, динамичности и большей части великолепных острот, а постановка не восполнила этих потерь. Режиссер, конечно, ставил вовсе не комедию — но и Довлатов писал не анекдотец. Однако же автор «Заповедника» очевидно говорил о собственной драме с куда меньшим пафосом, чем постановщик — о чужой и, к тому же, с солидным сроком давности.

Невеселую историю писателя, коротающего время в эпоху безвременья на работе экскурсовода в Пушкинских горах, пока его жена и дочка собираются уехать из страны навсегда, Константин Богомолов изложил подробно, по тексту, однако расставив свои акценты и обрызгав многозначительными цитатами из Кэрролла. Неоднократно помянутая, но, кажется, так и не появившаяся у Довлатова дочь писателя-экскурсовода (Яна Сексте), в спектакле практически не покидает сцену. В начале и в финале она носит за спиной ангельские крылышки, а на протяжении спектакля коротенькие платьица, детские полушубки и красные треугольные галстуки. Детство — понятный мотив, ведь молодой режиссер и солидная часть его публики в год Олимпиады и сами, вероятно, носили такие вот шубки из чебурашки. Драма разрушенной семьи, любви, уничтоженной сомнительными обстоятельствами, — тоже что-то живое и понятное в этом спектакле (правда, время от времени провисающее от невнятного актерского исполнения). Неясно другое — зачем метать перед современным зрителем обличительный бисер, направленный против эпохи, канувшей безвозвратно и, давайте смотреть правде в глаза, вызывающей сегодня больше ностальгии, чем ненависти? У тех, разумеется, кому есть что вспоминать. Зачем портрет Брежнева во всю стену? Зачем советский шансон из плейлиста радио «Ретро»? И почему от всех этих примет Страны чудес нам должно стать страшно?

Становится, на самом-то деле, довольно скучно. Спектакль здорово затянут, и несколько сильных, эффектных сцен не спасают от общего уныния. Выяснения отношений между мужчинами и женщинами, родителями и детьми, алкашами и бытовыми фашистами, а также советскими гражданами и героями Кэрролла протекают удивительно вяло. (И есть такое подозрение, что капелька актерского азарта, ну, и еще чего-нибудь актерского значительно улучшила бы ситуацию.) Константин Богомолов зарекомендовал себя как режиссер интеллектуальный, наделенный вкусом и чуткостью, однако в «Wonderland 80» он разговаривает сам с собой, впрочем — довольно талантливо и эмоционально.

Отзывы о ««Wonderland 80»: полный застой»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

12 августа (вс) | 19:00 | Школа драматического искусства, драма 12 августа (вс) | 19:00

Щедро сдобренный черным юмором театральный комикс.

22 июля (вс) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма 22 июля (вс) | 19:00

Булгаковский фельетон о театральном закулисье с Кириллом Пироговым в главной роли.

10 августа (пт) | 19:00 | Театр на Малой Бронной, драма 10 августа (пт) | 19:00

Пронзительная трагикомедия о любви, которой может быть слишком много.

25 июля (ср) | 19:00 | Театр Романа Виктюка, драма 25 июля (ср) | 19:00

Легендарный спектакль Романа Виктюка.

опера

Постановка, которая дает понять, что такое вердиевский оперный театр – со страстями, слезами, нежностью и чудом пения.

23 июля (пн) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма, комедия 23 июля (пн) | 19:00

Суперхит фоменок по «школьной» пьесе Александра Островского.

Выбор редакции

18 июля (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 18 июля (ср) | 19:00

Хибла Герзмава в роли Медеи.

18 июля (ср) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 18 июля (ср) | 19:00

Чудный Островский с Евгением Стебловым в роли богатого московского купца.

28 июля (сб) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 28 июля (сб) | 19:00

Аккуратная версия знаменитого романа с Екатериной Гусевой в роли Настасьи Филипповны.

24 июля (вт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 июля (вт) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.

22 июля (вс) | 19:30 | Современник, драма 22 июля (вс) | 19:30

Валентин Гафт и Саид Багов размышляют о смысле жизни.

1 августа (ср) | 19:00 | Театр на Малой Бронной, драма 1 августа (ср) | 19:00

Невероятный Дмитрий Сердюк в роли Чацкого.