Алена Данилова
16 мая 2010

«Wonderland 80»: полный застой

Режиссер Константин Богомолов открыл московской публике глаза на унылое убожество ушедшей эпохи.

Для этой цели в спектакле «Wonderland 80» на сцене театра «Табакерка» он совокупил два ироничнейших произведения — довлатовский «Заповедник» и кэрролловскую «Алису». Дитя от этого по всем статьям мезальянса родилось умненькое, но страшненькое.

Самое восхитительное в спектакле Богомолова — то, как глубокомысленный абсурд «Страны чудес» ложится на безнадежный абсурд Довлатова. Самое обидное — то, что смачный юмор литературного первоисточника значительно пострадал от... театра. Инсценировка лишила довлатовский текст его живости, динамичности и большей части великолепных острот, а постановка не восполнила этих потерь. Режиссер, конечно, ставил вовсе не комедию — но и Довлатов писал не анекдотец. Однако же автор «Заповедника» очевидно говорил о собственной драме с куда меньшим пафосом, чем постановщик — о чужой и, к тому же, с солидным сроком давности.

Невеселую историю писателя, коротающего время в эпоху безвременья на работе экскурсовода в Пушкинских горах, пока его жена и дочка собираются уехать из страны навсегда, Константин Богомолов изложил подробно, по тексту, однако расставив свои акценты и обрызгав многозначительными цитатами из Кэрролла. Неоднократно помянутая, но, кажется, так и не появившаяся у Довлатова дочь писателя-экскурсовода (Яна Сексте), в спектакле практически не покидает сцену. В начале и в финале она носит за спиной ангельские крылышки, а на протяжении спектакля коротенькие платьица, детские полушубки и красные треугольные галстуки. Детство — понятный мотив, ведь молодой режиссер и солидная часть его публики в год Олимпиады и сами, вероятно, носили такие вот шубки из чебурашки. Драма разрушенной семьи, любви, уничтоженной сомнительными обстоятельствами, — тоже что-то живое и понятное в этом спектакле (правда, время от времени провисающее от невнятного актерского исполнения). Неясно другое — зачем метать перед современным зрителем обличительный бисер, направленный против эпохи, канувшей безвозвратно и, давайте смотреть правде в глаза, вызывающей сегодня больше ностальгии, чем ненависти? У тех, разумеется, кому есть что вспоминать. Зачем портрет Брежнева во всю стену? Зачем советский шансон из плейлиста радио «Ретро»? И почему от всех этих примет Страны чудес нам должно стать страшно?

Становится, на самом-то деле, довольно скучно. Спектакль здорово затянут, и несколько сильных, эффектных сцен не спасают от общего уныния. Выяснения отношений между мужчинами и женщинами, родителями и детьми, алкашами и бытовыми фашистами, а также советскими гражданами и героями Кэрролла протекают удивительно вяло. (И есть такое подозрение, что капелька актерского азарта, ну, и еще чего-нибудь актерского значительно улучшила бы ситуацию.) Константин Богомолов зарекомендовал себя как режиссер интеллектуальный, наделенный вкусом и чуткостью, однако в «Wonderland 80» он разговаривает сам с собой, впрочем — довольно талантливо и эмоционально.

Отзывы о ««Wonderland 80»: полный застой»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Ср, 25 окт | Большой театр, опера Ср, 25 окт

Душераздирающая опера-мелодрама в режиссуре Адольфа Шапиро.

Чт, 26 окт | Театр им. Евг. Вахтангова, драма Чт, 26 окт

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

Пн, 30 окт | Практика, драма Пн, 30 окт

Забавный спектакль, в основе которого — ролики из YouTube.

Пт, 27 окт | Театр наций, драма Пт, 27 окт

Великолепная Юлия Пересильд в роли «луча света в темном царстве».

Сб, 28 окт | Гоголь-центр, драма Сб, 28 окт

Новый провокационный спектакль Кирилла Серебренникова по пушкинским пьесам.

Премьера

Вт, 31 окт | Школа современной пьесы, драма Вт, 31 окт

История Раскольникова, рассказанная молодыми артистами как иммерсивный детектив.

Фестиваль

Вт, 24 окт | Гоголь-центр, драма Вт, 24 окт

Абсурдистская комедия от Кирилла Серебренникова.

Премьера

Сб, 28 окт | Современник, драма Сб, 28 окт

Валентин Гафт и Саид Багов размышляют о смысле жизни.

Секс, кровь и другие шокирующие режиссерские приемы в самых модных спектаклях со всего света.

Новый иммерсивный спектакль «Пиковая дама» и другие постановки Москвы. Куда пойти и как выглядеть на главных премьерах сезона?

Московский дворец молодежи, мюзикл

Лучезарный мюзикл-мелодрама про любовь, побеждающую смерть.

Фестиваль Context, громкие премьеры и проверенные хиты московской сцены.