Фестиваль «Золотая маска» завершился и назвал своих триумфаторов. В путеводителе «Вашего досуга» — спектакли-лауреаты, которые можно увидеть в московских театрах в ближайшее время.

Драма

«Рассказы Шукшина»


Алвису Херманису удалось подобрать к прозе Василия Шукшина удивительно правильный ключ. Он не заставлял модных московских артистов всерьез притворяться деревенскими аборигенами, не стал вываливать на сцену горы чернухи и отказался от нравоучительного тона. Актеры, одетые в яркие цветастые костюмы, у него не вживаются в роли, а радостно лицедействуют, увлекая зрителей в страну, которой никогда не было, но в какой мы все хотели бы побывать.
Лучший спектакль большой формы; Лучшая мужская роль; Латвийскому режиссеру
10, 11 мая, 7, 8 июня / Театр наций / 629-37-39

«Река Потудань»

Сергей Женовач поставил рассказ Платонова в Малом зале своего театра. Актеры играют так близко к зрителям, что чувствуешь неловкость, когда, например, наблюдаешь за интимными переживаниями горемыки Никиты, который от жалости и нежности к невесте не имеет сил любить ее плотской любовью. Полтора часа ты боишься вздохнуть и спугнуть хрупкое чувство героев. Выдыхаешь лишь в конце, когда двое наконец закрываются в большом свадебном шкафу.
Лучший спектакль малой формы
1, 9, 10, 23 июня / Студия театрального искусства / 646-74-59

«Ля Эстрада»

Пьесу французского драматурга Жан-Люка Лагарса «Мюзик-холл» Юрий Погребничко превратил в исповедальный разговор о театре. О его блеске и нищете, о кочевой актерской жизни, об обманутых надеждах и растраченных талантах. Наивные бесхитростные фокусы, полинявшие костюмы, дешевая бижутерия и французский шансон — вот из такого сора у режиссера и его главной актрисы Лилии Загорской рождается ироничный и в то же время трогательный спектакль о любви к профессии.
Лучшая работа режиссера
29 мая / театр «Около» / 690-25-57

«Улисс»

Эпический шестичасовой спектакль Евгения Каменьковича по роману Джойса представляет собой мозаику разножанровых сцен. Иногда сыгранных в бытовом ключе, иногда поднимающихся до метафорических высот. Одна из самых мощных — получасовой монолог Молли Блум. Полина Кутепова пропевает этот поток сознания, превращая его в ликующий гимн женщине.
Лучшая женская роль
16 мая, 27 июня / Мастерская Петра Фоменко /
8-499-249-19-21

Опера

«Лючия ди Ламмермур»


 Один из лучших образцов классического бельканто, опера «Лючия Ди Ламмермур» почти век не ладила с московской сценой. Главным образом потому, что для нее требуются «воспитанные» голоса, способные к тонкому итальянскому пению. В этом смысле МАМТ не рисковал: в его труппе есть блистательное сопрано — Хибла Герзмава. Много лет обкатывая Лючию в знаменитых театрах мира, она мечтала спеть ее на родной сцене. Жюри «Маски» признало первенство «Лючии...» большинством голосов, а персональную «Маску» вручило Герзмаве единогласно.
Лучший спектакль в опере; Лучшая женская роль в опере; Лучшая работа художника по костюмам
19 июня / МАМТ /
629-28-35

«Гамлет (датский) (российская) комедия»

 Лучшая работа режиссера в опере Александр Титель, поставивший драму Шекспира на новый лад, тысячу раз повторил, что его персональная режиссерская «Маска» — плод усилий всего коллектива. И это не галантность, не вежливость и не корпоративная этика, а чистая правда. Опера современного композитора Владимира Кобекина на слова поэта-хулигана Аркадия Застырца не умещалась ни в какие оперные условности, и великолепную слаженность команды при таком раскладе действительно трудно не заметить. «Иметь иль быть — вопросец-то непрост, особенно, когда тебя имеют» — еще не самая крутая строчка из новой оперы. Редкий случай, когда от абсолютно авангардистской постановки невозможно оторваться.
Дату спектакля объявят в июне / МАМТ / 629-28-35

«Джанни Скикки»

Одноактная опера Пуччини толкует про итальянские страсти. Над смертным одром старого богача склоняются «добрые» родственнички в надежде ухватить кусок наследства пожирнее. На этом скандальном поле разворачиваются две истории — обмана и любви. Пришедший в оперу из драмы режиссер Геннадий Шапошников решил спектакль с выдумкой и иронией настоящей буффонады. Исполнитель роли главного пройдохи Илья Кузьмин тоже не промахнулся. Яркая комедийная опера — отличная альтернатива костюмным мелодрамам «большого стиля».
Специальная премия жюри музыкального театра
Дату спектакля объявят в конце мая / «Новая опера» /
694-08-68

Мюзикл

«Продюсеры»


Вот уж триумф так триумф. Даже сами создатели не ожидали такого успеха. «Продюсеры» стали сенсацией "Золотой маски«-2010, собрав четыре из пяти возможных наград в своем жанре. Дмитрий Белов, прежде известный только узкому кругу критиков, торжествовал победу как режиссер. Шикарная Наталья Благих удостоилась «Маски» за лучшую женскую роль. Первенство лучшего исполнителя-мужчины осталось спорным, но так и не вышло за пределы «Продюсеров»: за него бок о бок соревновались два главных героя мюзикла — Максим Леонидов и Егор Дружинин. Но по-настоящему награждать надо было Давида Смелянского, собравшего такой блестящей спектакль. Увы, нет такой номинации — продюсер. А мюзикл есть.
Лучший спектакль оперетты/мюзикла; Лучшая работа режиссера; Лучшая женская роль в оперетте/мюзикле; Лучшая мужская роль в оперетте/мюзикле
17–20, 24–27 июня / Et Cetera / 781-78-11

Балет

«Русские сезоны»


Невозможно поверить, что хореограф Алексей Ратманский создавал этот спектакль в Нью-Йорке. Впрочем, это не первое пронзительное сочинение в русской культуре, которое родилось вдали от родных осин. В спектакле звучит музыка Леонида Десятникова — с формальным поклоном Вивальди и Чайковскому, но на фольклорной основе. В оркестре солирует женский голос. Невероятно точный и тонкий балет без малейших спекуляций дает щемящее представление о загадочной русской душе.
Лучший спектакль в балете
11 июня,
2–4 июля / Большой театр / 250-73-17