Худрук Театра Пушкина выпускает громкую премьеру: остросовременную комедию по хрестоматийной пьесе Островского.  
Заметная тенденция сезона — очередной всплеск интереса к драматургии Островского. Совсем недавно спектакль «Деньги» (по пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын») поставил в «Сатириконе» Константин Райкин. Теперь вот в Театре имени Пушкина выходят «Бешеные деньги» по другой пьесе классика. Суть ее такова: провинциальный бизнесмен Васильков мечтает жениться на светской красотке Лидии из разорившейся дворянской семьи. Она соглашается выйти за него замуж без любви, так как грезит о миллионном состоянии... Выпускает спектакль Роман Козак. Худрук Театра имени Пушкина и режиссер, никогда раньше не ставивший Островского, утверждает, что более актуального текста сегодня просто не найти. «Ваш досуг» решил выяснить — почему.

Вы как-то обмолвились, что всегда пытались «слинять» от Островского...

Вообще-то да. Я никогда не понимал, как сегодня можно произносить все эти слова, чтобы речь была живой и естественной, да еще сохранялась та великолепная музыка, которую заложил автор. Но, видать, время пришло. В Школе-студии при МХТ я занимался со студентами пьесами Гольдони, комедией дель арте (итальянская комедия масок. — Прим. «Ваш досуг») и вдруг подумал: а ведь Островский — это же и есть русская дель арте! Перечитал «Бешеные деньги», наткнулся на фразу Василькова «Но из бюджета я не выйду», причем фраза повторяется в пьесе много раз, и понял, что надо ставить. Очень сильная драматургия заложена внутри, очень живая литература. Стал выбирать, кто из артистов может сыграть эту русскую комедию дель арте. Ведь Островский действительно раз и навсегда припечатал наши отечественные типажи! Поменялась только одежда. А, к примеру, темы разговоров — и то остались прежние. В пьесе есть русский эротоман — подлец Телятев (Виктор Вержбицкий), есть купец-обманщик (Николай Фоменко), есть мамаша (Вера Алентова), есть красавица и стерва, обожающая сорить деньгами (Александра Урсуляк), есть честный купец-олигарх Васильков. Это наши русские бригеллы, тартальи и панталоне. Целый сонм бездельников резвится в кредит на московских просторах. И все — сплошь узнаваемые типажи. И у Островского, и в комедии дель арте — маски, которые совсем не меняются со временем.

Василькова в вашем спектакле играет Иван Ургант. Это первая его работа в театре?

Я специально позвал Ваню, потому что Васильков — это какой-то новый человек. Из тех сегодняшних молодых ребят, которые умеют зарабатывать и умеют жить. Не бандюки, а какая-то новая поросль. Я их не понимаю, как и Ваню, — это другое поколение, но они мне очень нравятся. Мы с Ургантом не были знакомы, но он сразу согласился. Пятнадцать лет назад он окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии и какое-то время честно стоял с алебардой в «Макбете» Темура Чхеидзе в БДТ. Постоял-постоял и ушел в кино.

А что будет на сцене? Вы переносите действие в наше время?
Оформление делал Игорь Попов, легендарный художник и соавтор Анатолия Васильева. Домотканых платков, самоваров и чашечек с блюдечками на сцене не будет, но и джинсов — тоже. Будет представлено некое общество, которое живет, с одной стороны — праздно, а с другой — активно пользуется транспортными средствами, смесью квадроцикла с велосипедом. В общем, модернизация и моторизациия всей страны. По сцене будут летать и ездить.

Пьесу Островского сильно сокращали?
Да, я ее прилаживал к спектак­лю. Вводил тексты Алексея Хвостенко и романсы на стихи Пушкина.

Ничего себе смесь: Хвостенко, Островский, Пушкин!

Будет еще композитор и исполнитель Евгений Борец, зритель знает его как руководителя «Оркестра Креольского танго». А петь будут сами артисты — к героям вдруг что-то «подступает», и они начинают общаться песнями.

Чем вся эта история кончится? Научится «светская львица» Лидочка беречь деньги и жить честным трудом?
Я и сам до сих пор еще не знаю. Может, пойму на последних прогонах. А может — буду думать со зрителями. Островский явно подкинул нам какую-то кость. Но какую?.. У меня ощущение, что любовь все-таки настигнет героев, но по-разному. Васильков, скажем, добудет нефть — у него появится бешеный азарт к работе. Это и будет его настоящая жизнь и любовь. А Лидия, наверное, изумится, что есть на свете такие мужики. Потому что она ведь талантливое существо, эта Лидия. Тварь, но талантливая. И она, мне кажется, должна оценить такого мужа. Но здесь начинается уже другая пьеса.