В Москву из Лондона едут лучшие исполнители в жанре мюзикла, чтобы дать в Концертном зале «Россия» публичный мастер-класс. Под музыку живого оркестра в течение трех дней – с 10 по 12 декабря – певцы Вест-Энда покажут коллаж «История мирового мюзикла. Золотые хиты». Столичной публике представят только самые лучшие фрагменты из двух десятков легендарных мюзиклов. Это будет своеобразная антология британского музыкального театра от 30-х до 90-х годов XX века.

Мюзиклы имеет смысл перечислить: «Иисус Христос – суперзвезда», «Чикаго», «Целуй меня, Кэт», «Моя прекрасная леди», «Пять парней по имени Мо», «Остановите мир, я хочу сойти», «Ревю девять-пятнадцать», «Смешная девчонка», «До-ре-ми», «Шахматы», «Мисс Сайгон», «Эвита», «Красавица и чудовище», «Иосиф и его разноцветный плащ», «Призрак Оперы», «Музыка короткой ночи», «Карусель», «Юг Тихого океана», «Мамма Миа», «Отверженные». Некоторые мюзиклы будут представлены одной арией, некоторые – самые-самые – целой вереницей хитов.

Мы захотели напомнить читателю о лучших спектаклях Вест-Энда, принадлежащих королю современного мюзикла, – композитору Эндрю Ллойду Уэбберу.

 

«Иисус Христос – Суперзвезда» (1970)

Либретто Тима Райса

Сюжет Страстная неделя как она есть: от триумфального вхождения на осляти в Иерусалим до распятия, за которым не следует Воскресения. Иначе и быть не могло: Иисус в опере Уэббера – человек из плоти и крови. Перед лицом смерти он устал и даже ожесточился, и Мария Магдалина не так уж не-права, когда поет ласковую песенку о том, что не знает, как успокоить и утешить Иисуса. Перед тем как окончить жизнь на деревянном кресте, Христос предстает распятым на кресте собственных страстей.

Идеи «Иисус Христос – суперзвезда» – это скрещение судеб двух бунтарей из революционных 1970-х. Один, Иисус, выясняет отношения с отцом и с самим собой, другой, Иуда, – с учением Иисуса и его вялым окружением. Оба не оглядываются во гневе. Иисус редко разговаривает спокойно: остервенело орет на глупого Иуду, отплевывается от неистовой толпы нищих и калек, переворачивает вверх дном торговые ряды перед божьим храмом и в конце концов выпивает чашу судьбы, перед этим ее чуть было не перевернув.

Лучшие номера Практически любая ария, включая увертюру, которая вобрала в себя, как и знаменитая «Богемская рапсодия» группы Queen, многие взаимоисключающие музыкальные формы. И вместе с тем «Иисус» остается лучшим мюзиклом благодаря своей удивительной музыкальной цельности. Мелодия из «Сна Пилата», где прокуратор Иудеи видит себя поверженным, перетекает в монолог Иисуса «Гефсиманский сад». Нежная песня Магдалины «Не знаю, как любить его» переходит в рефрен апатичных апостолов «Все хорошо». Удивительно хороши стартовый монолог Иуды «Ветер в их головах», его финал «Выжатый мандарин» и пародийная песня Ирода. Еще одно бесценное сокровище мюзикла – монументальные массовые сцены «Храм» и «Симон Зилот».

 

«Призрак Оперы» (1986)

Либретто Ричарда Стилго и Чарльза Харта

Сюжет заимствован из неоготического романа Гастона Леру, густо обволакивающего мир театрального закулисья благородной мистикой. Сценические интриги в Парижской опере пробуждают из небытия Призрака Оперы. Тот увозит свою возлюбленную Кристину Дае на лодочке в сказочное подвальное помещение и там посвящает артистку миманса в таинство Великого искусства. Но дирекция театра не уважает Призрака и назначает на главную роль в премьере местную примадонну. В самый ответственный момент премьеры прима вместо изящной арии начинает издавать жабьи звуки. Администрация театра и тут сопротивляется, и тогда Призрак подрезает канат – огромная люстра из 6 тысяч хрустальных бусин падает в партер. Кристине обеспечен срочный ввод на главную роль, а для Призрака Оперы освобождают его любимую пятую ложу. Кристина все же не отвечает несчастному Призраку взаимностью и предпочитает смертного жениха. Недовольный Призрак возвращается в свой подвал…

Идеи Уэббер создал качественную смесь современной музыки и лучших оперных традиций. Голоса здесь поставлены самым классическим образом, а в составе оркестра отсутствуют бас-гитары и синтезаторы. Мистический, неоромантический «Призрак Оперы» остается самым популярным в наше время гимном миру театра. У униженных и оскорбленных оперных звезд всего мира появился защитник – Призрак Оперы, рыцарь святого искусства.

Лучшие номера Так случилось, что самые популярные мелодии из «Призрака» («Призрак Оперы», «Все, о чем я прошу тебя», «Музыка ночи», «Ангел музыки») не дают представления об общем стиле мюзикла, построенном, как классическая опера с балетными вставками.

 

«Эвита» (1978)

Либретто Тима Райса

Сюжет История восхождения к высотам всенародной славы Марии Эвы Дуарте или Эвы Перон, супруги аргентинского диктатора Хуана Перона. Блестящее начало карьеры Перона, возрождение Аргентины, популистская политика и коррупция, смерть Эвы от рака в возрасте 33 лет и посмертная «канонизация» Эвиты.

Идеи Для Уэббера «Эвита» сыграла роль, пожалуй, более выдающуюся, чем «Иисус». Между премьерами этих двух мюзиклов Уэббера сопровождала череда ужасных провалов, которые могли навечно навесить на Эндрю ярлык «калифа на час», автора одного-единственного шедевра. Но Уэббер и Райс создали свой второй шедевр, открыв миру жанр «ироничного мюзикла». «Эвиту» в Латинской Америке ненавидят лютой ненавистью: Уэббер не показывает парадный портрет «местной святой», а скорее разоблачает Эвиту с ее легкой славой. Вокруг диктаторши все время вертится… Эрнесто Че Гевара, якобы ее давний друг. «Честный революционер», кумир 70-х, Че Гевара все время хитро напоминает Эвите цену ее положения: она смогла коварно окрутить генерала Перона, предложив ему себя в качестве рекламной уловки для предвыборной компании. Че разоблачает Эвиту и… разоблачается сам: герой кубинской революции торговал в Аргентине средством от насекомых.

Лучшие номера Политический мюзикл исполнен неповторимого латиноамериканского колорита. Аккордеон и гавайская гитара – музыкальные инструменты любви и коварства. Центральная ария Че Гевары
«О, что это за цирк!» содержит саркастические замечания студента на похоронах Эвиты. А ее центральная ария «Не плачь обо мне, Аргентина», несмотря на нежную музыку, состоит из вороха полубессмысленных фраз, которыми супруга диктатора увещевает покорный аргентинский народ. Ироничная ария «Очередной чемодан в очередной прихожей» принадлежит бывшей любовнице Перона, которую выгоняет из генеральского дома новая хозяйка – Эвита.

 

«Кошки» (1981)

Либретто Тревора Нанна и Ричарда Стилго по поэме Томаса Стернса Элиота

Сюжет Великая поэзия на службе мюзикла – поэму Элиота в англоязычном мире знает каждый ребенок. В полночь в одной лондонской подворотне собираются кошки и коты. Самый старый кот Дьютеронимус (в переводе: Второзаконие – одна из глав Пятикнижия) должен решить, кто из доблестных котов достоин дополнительной жизни… Далее следуют монологи конкурентов: хитрого театрального кота Гуса, мистера Мистофелиса, Бустофера Джонса... Приз достается самой драной и старой кошке Гризабелле.

Идеи Серьезный мюзикл для детей и взрослых о выживании в жестоком мире. Твердые законы кошачьей жизни уж слишком похожи на законы людского сообщества, а умные, хитрые, красивые кошки и коты лишь повторяют звериную природу человека. Успех мюзиклу обеспечили не только музыка, но и яркий образ мюзикла. Кошачьи глаза на афише, зеленеющие в кромешной темноте, густой грим, драные, жеваные одежды, роскошные хвосты… Кошки летят в свой кошачий рай.

Лучшие номера Ария кошачьего дьявола «Макавити», который, доказывая свое мистическое происхождение, появляется сразу в нескольких местах сцены. Трогательная и тихая «Память» Гризабеллы, которая нежно напевает о своем прекрасном прошлом.

 

Знаменитости о западных мюзиклах

Никас Сафронов
художник

Я видел несколько мюзиклов на Бродвее. И, несмотря на то что я поклонник скорее оперы, чем оперетты, и скорей балета, чем варьете, американские мюзиклы мне понравились. Смотришь и получаешь удовольствие, заряжаешься атмосферой праздника. Честно говоря, московские мюзиклы по сравнению с западными выглядят дилетантскими. Для Америки мюзикл – традиция, как для нас, например, классический балет. На Западе искусство мюзикла развивалось и совершенствовалось долгие годы. У нас даже при роскошных голосах все равно в спектакле чего-то не хватает. Поэтому они выглядят продукцией второго сорта. Правда, мюзикл «Метро» мне понравился, а вот «Нотр Дам де Пари» просто не смог смотреть, ушел. Мне очень хочется, чтобы у соотечественников была возможность смотреть мюзиклы в подлиннике.

 

Элла Панфилова
председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ

Давным-давно я видела какой-то оригинальный мюзикл, кажется, «Эвиту». Мне не понравилось. Но не потому, что спектакль был плох, – просто я не поклонница этого жанра.

 

Олег Нестеров
рок-музыкант и продюсер

Москву сейчас захлестнула волна мюзиклов. Но мне кажется, что такого профессионализма и такой энергетики, как на Бродвее, в наших мюзиклах еще не было. Всегда интереснее смотреть оригинальные мюзиклы.