Оригинальная постановка Константина Райкина по пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын» напомнила: Островский – великий драматург.

Все в его комедиях мудрое, житейское, все про нас. И действие, лихо перенесенное из второй половины XIX столетия в первую половину XXI, лишь поначалу пугает дисгармоничностью. Скоро лексика пушкинского века в сочетании с современными урбанистическими декорациями становится привычной.

Серые вагончики гаражей, наскоро прилепленные друг к другу, полосатый шлагбаум, защищающий крохотный пятачок на заводской окраине от несущейся мимо электрички, даже мусор, завернутый в ашановские пакеты, — все работает на раскрытие вневременного смысла комедии. Интеллигентный режиссер Райкин, по-видимому, не изменил ни одного слова. Только прибавил свое собственное – сильное и искреннее переживание авторского текста, которое не отнимает его глубину, но насыщает этот текст энергией жеста, цвета и звука.

В центре пьесы Островский поставил невероятного персонажа – отставного чиновника Михея Михеича, который тайно занимается ростовщичеством, а на людях показывает себя нищим и чуть ни голодом морит жену с племянницей. В исполнении Дениса Суханова Михей Михеич вырастает в трагический образ. Это воплощение вечной скупости, одетое в драный малахай, кроссовки с чужих ног, грязные треники, мотается по помойкам и больше всего напоминает обычного бомжа. Но бомжа с внутренней страстью – страстью к деньгам. Деньги – единственное, что он любит и бережно хранит: то в шинель зашьет, то под полом спрячет. Эта страсть рождает многочисленные фобии: боязнь любых трат, кражи и потери даже копеечки. И вот Михей Михеич теряет. И не копеечку, а десятки тысяч. Суханов виртуозно показывает катастрофу в душе героя, страсть которого, граничащая с патологией, до этого лишь угадывалась, теперь же выливается наружу мощной вулканической лавой. Он «потерял» и больше не хочет жить. Пусть, усыпляя бдительность зрителя, даже говорит «пойду погуляю», но в обезумевшем взоре одно – страсть, с которой он уже не расстанется.

Деньги довлеют и над женщинами. Жена Михея Анна Тихоновна, 20 лет прожившая в нищете, от отчаяния хочет «продать» любимую племянницу богатому. В этой роли Наталия Вдовина местами доходит до настоящего драматизма. Племянница Настя (Нина Гусева) стоит перед страшным выбором: грешить или не грешить. Отчаянные обстоятельства подталкивают ее к первому, но счастливый финал спасает героиню. Ростовщик вешается, его жена и племянница становятся богатыми наследницами. И теперь Настя может не идти в содержанки, а выйти замуж за любимого – молодого человека Модеста Баклушина.

Как известно, показывая обитателей Замоскворечья, Островский говорил не о быте, а о бытии. Его интересовали вневременные человеческие страсти и конфликты, которые он передавал сочными красками. Райкинская постановка тоже выполнена в сочной манере. Сценические образы необычайно яркие, а столкновения их – правдивые. Только почему-то режиссер назвал редакцию пьесы «сказкой». Понятно, что если бы «комедия» драматурга писалась сегодня, конец был бы совсем другим.