Почти одновременно пройдут творческие вечеа двух самых знаменитых российских балерин — гостьи из Петербурга Ульяны Лопаткиной и москвички Светланы Захаровой.

«Ваш досуг» попытался угадать, чего ждать от этого негласного поединка.

Ульяна Лопаткина

Трудно найти двух более несхожих народных артисток. Захарова и Лопаткина – антагонистки и в манере танца, и в сценической мифологии, возникающей вокруг их спектаклей. Питерская танцовщица интригует публику погружением в нездешние миры, намеком на иные реальности. Московская балерина убивает наповал красотой совершенно вылепленного тела. Лопаткина ассоциируется с Мариинским театром, в котором она служит с окончания балетной школы. Захарова, несколько лет побыв ее коллегой, сменила Мариинку на Большой театр, одновременно с увлечением выстраивая сольную карьеру за границей.

Вне сцены они тоже разные. Замкнутая Ульяна провозглашает отказ от суетности, и в кулуарах Мариинки гуляет давняя история о том, как будучи начинающей балериной, она в перерывах между репетициями читала жития святых. Светлана, депутат Госдумы, вполне публичный человек, увлеченный реальной политикой и мечтающий после окончания карьеры в театре работать во властных структурах.

Светлана Захарова

Объединяют их лишь три вещи: место рождения (Украина), умение заворожить зрителей и креативность в выстраивании собственной балетной судьбы. Видно, что корсет классики стал им тесен, а душа просит сильных страстей и неожиданных поворотов. В последние годы примы проявляют творческое беспокойство, желая уйти от штампов и плена амплуа, создать образы новой Лопаткиной и новой Захаровой. Чинная петербургская затворница, которую привыкли видеть в балетной классике, красит волосы в ярко-рыжий цвет, показывает номер с лихими синкопами на музыку «Би Джиз». И рвется станцевать Кармен – роль, в которой нет высокодуховных балетных арабесок, но есть позы с «откляченными» бедрами и вызывающая сексуальность. А московская прима, томясь от неиспользованных профессиональных возможностей и желая раскрепоститься на сцене, приглашает хореографа, создающего для нее балет-компьютерную игру. Главная идея этого спектакля – бессмертие героини по имени Светлана.

В майских гала обе дамы не намерены в тысячный раз эксплуатировать «Лебединое озеро». Захарова в проекте «Я танцевать хочу» обещает новый номер, который для нее ставит Начо Дуато – лучший европейский хореограф. Правда, совсем отказываться от традиций Светлана не намерена. Но фрагмент из «Корсара» и прочий балетный академизм сольются с невиданными, как обещают организаторы, «звуковыми и световыми решениями» не без «шоу технологий».

Ульяна идет еще дальше. В программе «Лопаткина и звезды» она вообще не анонсирует классику, но намерена показать неоклассические (почувствуйте разницу) опусы XX века от голландца Ханса Ван Манена. Бенефициантка станцует его «Хаммер Клавир» и «Три гносианы» и, кроме того, обещает первое в России исполнение балета «Пять танго» с жаркой музыкой Пьяццоллы и хореографией, изобилующей «острыми углами».

Обе балерины действуют по принципу «короля играет свита»: к Ульяне съедутся солисты Мариинского театра, Национального балета Голландии, Балета Португалии и даже Парижской оперы, в то время как Светлана обещает участие «лучших танцовщиков мира, имена которых пока держатся в секрете». И хорошо, что даты вечеров стоят рядом. Хронологическая близость означает необъявленный поединок мастерства, негласное соревнование за овации и вызовы. Это наверняка толкнет обеих прим к перфекционизму: ведь актерское честолюбие – по-настоящему реальная вещь.