Нынешний сезон московские театры заканчивают постановками классики. В «Сатириконе» и Театре Пушкина играют Островского, а в театральном холдинге Олега Табакова — Чехова и Гоголя.

«Дуэль», МХТ им. Чехова. Лаевский — Анатолий Белый, Самойленко — Дмитрий Назаров

Выбор имен не удивителен: Островский сегодня один из самых злободневных авторов, Гоголь – классика на все времена, ну а Чехова в его юбилейный год ставят повсеместно, причем хрестоматийным, уставшим от интерпретаций пьесам все чаще предпочитают повести и рассказы.

В МХТ имени Чехова молодой режиссер Антон Яковлев делает инсценировку «Дуэли», которую зрители хорошо помнят по фильму Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек». Актерам Анатолию Белому и Евгению Миллеру не позавидуешь – их неизбежно будут сравнивать с Олегом Далем и Владимиром Высоцким, сыгравшими в картине идеологических врагов – слабохарактерного неврастеника Лаевского и сухого ученого фон Корена. Впрочем, режиссер постарался отойти от фильма как можно дальше и пока скрывает, каким будет финал спектакля. Возьмется ли Лаевский за ум после дуэли, женится ли на своей опо- стылевшей любовнице и вообще – останется ли он в живых, мы узнаем лишь на премьере.

Зато доподлинно известно, что в обеих «Женитьбах», которые выстрелят дуплетом в двух театрах под руководством Олега Табакова, фабула останется в неприкосновенности, и Подколесин, как полагается, сбежит из-под венца через окно. В МХТ выполнять этот акробатический кульбит предстоит Станиславу Дужникову, актеру богатырского сложения и явного комического темперамента. (Те кто видел «Пиквикский клуб», наверняка запомнили его засыпающего на ходу добряка Джо). Его сватом будет выступать специально приглашенный актер «Городка» Юрий Стоянов. Ну а имя постановщика Игоря Золотовицкого – это гарантия того, что зрители весь вечер будут держаться за животы от хохота.

Тем же, кто хочет не просто повеселиться, но и разобраться в при- чинах неудачного сватовства, можно посоветовать сходить в «Табакерку». Там гоголевскую комедию поставили как историю о хороших, но слишком инфантильных людях. Подколесин (Виталий Егоров) и Агафья Тихоновна (Алена Лаптева) тут не расстаются с детскими игрушками и от волнения постоянно лопают конфеты. Оба они смертельно перепуганы перспективой вдруг начать взрослую жизнь, к которой их нетерпеливо подталкивает язвительный Кочкарев (Сергей Угрюмов).

А вот в спектаклях по Островскому, наоборот, все закончится свадьбами, хотя брак здесь, как правило, – лишь средство поправить состояние. Герои обеих пьес озабочены прежде всего своим финансовым благополучием, хоть и понимают его по-разному: старик Крутицкий из пьесы «Не было ни гроша, да вдруг алтын» морит близких голодом, пряча под матрасом миллионы, а блестящие светские франты из «Бешеных денег», напротив, ведут роскошную жизнь в кредит, не имея за душой ни копейки. В спектаклях Константина Райкина и Романа Козака не будет живых медведей, матерых купчих и прочих прелестей старомосковского быта. По актуальности пьесы Островского сегодня вполне могут соперничать с новой драмой. А его яркие, колоритные персонажи – подарок судьбы для любого актера. Даже супервостребованные Иван Ургант и Николай Фоменко не смогли отказаться от предложения Романа Козака сыграть Островского. А для молодого характерного актера «Сатирикона» Дениса Суханова, который в «Доходном месте» играл правдолюбца Жадова, роль скупого рыцаря Замоскворечья старика Крутицкого наверняка станет бенефисной.