С 11 по 15 декабря в Москве состоится Второй фестиваль российских театров танца «ЦЕХ». 12 декабря свои «Полеты во время чаепития» покажут «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга. Рассказывает хореограф самой известной отечественной труппы современного танца, лауреат «Золотой Маски» Татьяна Баганова.

– Татьяна, ваши спектакли «Мужчина в ожидании», «Свадебка», «Кленовый сад» становились событиями не только современного танца, но и театральных фестивалей. Мы видели их впервые на «Золотой Маске», а теперь премьера состоится на «ЦЕХе». Это календарная случайность или выбор?

– Прежде всего нам интересно любое выступление в столице и мы стараемся каждый новый спектакль побыстрее показать в Москве. Что касается непосредственно «ЦЕХа», то придумавший его хореограф и продюсер Саша Пепеляев интересен мне как профессионал. Он создает условия для развития танца в России.

– Становясь известными, люди часто придумывают себе легенду о происхождении...

– Папа давно предложил мне сменить национальность «русская» на что-нибудь пооригинальнее. Поскольку родилась я в городе Алябьеве Ханты-Мансийского национального округа, логично было бы стать ханты. Или манси. Родители никакого отношения к искусству не имеют, но у меня есть брат-милиционер, который играет на трубе.

– Вы окончили институт в Химках, который в просторечье называют «кульком» или «институтом культуры и отдыха». И вдруг такой результат: вы ведущий российский постановщик современного танца. Почему?

– У меня была стабильная «тройка» по композиции: ставила хоровод на 24 человека и все силы уходили на то, чтобы собрать всех в одно время в одном месте. Отдаленно это напоминало ансамбль «Березка». Народный танец я с тех пор терпеть не могу. Мы подрабатывали «тем, что находится сзади у певца» – подтанцовкой. Потом приехала в Екатеринбург – как раз к тому моменту «Провинциальные танцы» отломились от Центра современного искусства и начинали самостоятельную жизнь. Особо удачные постановки делали тогда гимнастка и математик.

– А откуда взялось название «Провинциальные танцы»?

– Швея, которая подшивала к спектаклю костюмы, придумала. Пару лет назад мы хотели его заменить, но уже не смогли. Бренд!

– В новом спектакле пять новичков. Как молодые артисты вписываются в труппу «провинциалов»?

– Нужно совпасть с нами в понимании основных вещей. Мы не колючие, но у нас своя система ценностей, общий жизненный опыт. Кроме того, танцовщик обязан находиться в отличной форме: уроки классического танца у нас ведет педагог из театра оперы и балета. Два-три раза в неделю йога. Ежедневно модерн-техники, релаксация. У нас все обсуждается, но драконовский тренинг критике не подлежит.

– О чем ваш новый балет «Полеты во время чаепития»?

– Спектакль был сделан прошлым летом на American Dance Festival. Большую часть музыки специально для нас написал виолончелист Крис Ланкастер. В «Полетах» рассказывается о человеке, который пытается всем и всему найти место в своем мире, даже странностям, которых мы обычно не хотим замечать. Чаепитие здесь не церемонное действо, а особое расположение духа.

– Раньше российский современный танец выживал только за счет западных фестивалей. Ситуация изменилась?

– Да. Наш жанр для России молод, лет пять, как мы перестали специально звать к себе публику и объяснять, кто мы и чем занимаемся. Сейчас зритель приходит сам – «полетать во время чаепития», подумать и развлечься.

Второй фестиваль российских театров танца «ЦЕХ» пройдет с 11 по 15 декабря в Театре мимики и жеста и Культурном центре «Дом». Заказ билетов по т. 238-00-73 и e-mail: info@dance-net.ru.

Подробную афишу и путеводитель по фестивалю читайте в следующем номере