Филиал Большого театра открывали уже несколько раз. Но на этой неделе, а именно 29 ноября, он наконец-то откроется окончательно и помпезно. В этот день впервые будет дана «Снегурочка» Римского-Корсакова в режиссуре Дмитрия Белова.

       На что способен Белов, московские меломаны знают по фестивалю «Золотая Маска». Его постановки в Саратовском театре оперы и балета в Москве наград не получали, зато запомнились весьма вызывающими решениями. Действие «Евгения Онегина» проходило в школе-интернате для послушных девочек, «Риголетто» Верди переносилось в цирк. Наверняка и в «Снегурочке» будут сюрпризы, однако в этом режиссер пока не признается.

– К «Снегурочке» есть три основных подхода. Одни видят в ней лирическую сказку, другие – бытовую драму, третьи – страшную языческую историю. Ваша «Снегурочка» какая?

– Глупо сосредотачиваться на чем-то одном и упускать остальное. А избавиться от пестроты возможно, наверное, вникнув в религиозно-мистический смысл оперы. Он открывается и в сказке, и в бытовой драме, и в языческой истории. Хотя, мне кажется, язычество у Корсакова относительно. Оно все равно православное по сути. Страдания из-за любви – это так по-русски… А в язычестве мир жесток. У Римского-Корсакова природа плачет, страдает, сопереживает человеку. Есть, конечно, языческие хоры: «Просо сеяли», «Прощай, Масленица», но они вплетены в стройную «православную» систему.

– Однако есть и такая языческая трактовка: Снегурочка – избранница, приносимая в жертву богу Яриле.

– Думаю, она не соответствует музыке Римского-Корсакова. Самые сильные музыкальные фрагменты написаны о другом. Финальные сцены Снегурочки и Весны, Снегурочки и Мизгиря, «Люблю и таю» – вот где самая красивая музыка. Весна посылает свою дочь на смерть. Пусть дочь полюбит, хоть бы для этого пришлось умереть. Это ли не христианская тема: отправить своего ребенка на смерть ради искупления всех грехов?! Снегурочка идет на смерть сама, никто этого не требует, не просит, не заставляет. В этом ее сила – она не жертва обстоятельств, а жертва собственной любви.

Я ориентировался исключительно на музыкальную драматургию. А если отталкиваться от пьесы Островского, то вариантов может быть миллион. Есть очень жесткая бытовая линия – конфликт между Весной, Морозом и Снегурочкой. То есть неженатые любовники, у которых внебрачная дочь, не нужная ни тому ни другому. Римский-Корсаков наделяет эту бытовую драму совершенно фантастическим звучанием.

– «Снегурочка» – это феерия. Будут ли в спектакле спецэффекты, зрелищная фантастика?

– Пожалуй, это самый болезненный момент – фантастика в современном театре. Победить голливудское кино стоит невероятных усилий. Но мы решили не побеждать кино, а привлечь его на свою сторону. Две трети пространства сцены займет видеоинсталляция на большом экране. Там возникнет особая пульсирующая среда, помогающая происходящему, но ни в коем случае его не перекрывающая. Все превращения видеоряда мы придумываем вместе с художницей Аленой Пикаловой. Получается абстрактный фильм на три с лишним часа. Он пойдет параллельно действию. Обычные декорации тоже будут, но в том-то и дело, что задача этой постановки – соединение традиционной сценографии с новой. На сцене все будет мозаично, в оформлении мы ориентировались на Серебряный век.

– Кто будет петь в новой «Снегурочке»? Был ли специальный кастинг?

– Был отбор внутри труппы, пытались найти исполнителей и вне театра. Сегодняшняя жизнь Большого театра очень напряженная и спрессованная, кастинг пришлось устраивать в самый последний момент. Одних только Снегурочек уже четыре: Елена Брылева, Карина Сербина, Ирина Самойлова и Лариса Рудакова.

– Сейчас на сцене филиала репетируют балет к «Снегурочке». Елена Богданович ставит танец с вениками. Это что такое?

– Эти веники уже произвели много шума. На самом деле все очень просто. Открываем клавир Римского-Корсакова, читаем: «Полночь, пурга, мороз, на поляну входит толпа берендеев». Для чего люди приходят в лес в полночь? Праздновать Масленицу? Как бы не так. Масленица – обряд изгнания зимы. Берендеи прогоняют, заклинают зиму, чтобы она никогда не возвращалась. С этим связана очень древняя традиция выметать злых духов из священного места. А наша «Снегурочка» – спектакль об очень простых людях, верящих, что есть силы, которые реально могут изменить их жизнь.

– Вы первым осваиваете только что отстроенный филиал Большого театра. Каковы впечатления?

– Удивительно, но ощущения чужого здания нет. Оформление зала консервативно, даже несколько старомодно. Зато уютно, репетировать удобно. Есть, конечно, и вполне естественные издержки. Например, все еще ведутся малярные работы, а запах краски вреден певцам. Сцена производит впечатление вполне технически оснащенной. Хотя говорить об этом всем заранее – неосмотрительно. Призрак оперы может потревожить…

Эскиз декорации Алены Пикаловой

Эскизы костюмов Марии Даниловой

29, 30 ноября, 1, 12 и 24 декабря. Филиал Большого театра. Дирижер – Николай Алексеев (Санкт-Петербургская филармония). 250-73-17, 292-34-91, 292-99-86