Репертуар московских театров пестрит его пьесами. Великий драматург любим режиссерами и публикой, как и полтора века назад. «Ваш досуг» пытается понять секрет живучести пьес «Шекспира Замоскворечья» и рекомендует самые громкие постановки.

Пьесы Островского — целый материк русской жизни XIX века, раскинувшийся от Замоскворечья до волжских берегов. Купцы, их жены, сыновья, дочери, приказчики, парикмахеры, кучера, извозчики, полицмейстеры, будочники, свахи, сенные девушки, трактирные половые, лакеи из хороших домов, мещане, крестьяне, цыгане, актеры, меценаты, негоцианты, бедные невесты, богатые вдовы, деловые люди, бесшабашные прожигатели жизни, картежники, писари — все они запечатлены в пьесах Островского с их характерными словечками и повадками.

Во второй половине XIX века новые пьесы Островского были так же неизбежны, как смена времен года. Он писал по две новинки в год, успевая запечатлевать изменения русских лиц и типов, приход купцов новой формации, смену мод и разговоров. Немудрено, что после смерти драматурга многим показалось, что и его пьесы уходят в прошлое.

«Бесприданница» Мастерская Петра Фоменко, Карандышев — Евгений Цыганов, Лариса — Полина Агуреева

Однако вскоре выяснилось, что, потеряв «злободневность», творения Островского перешли в категорию вечной классики, в которой русские люди всех времен будут узнавать себя. Особенно в кризисные периоды. Неслучайно лучшим спектаклем эпохи перестройки стали «Без вины виноватые» Петра Фоменко в Вахтанговском театре, а его собственный театр начался постановкой «Волков и овец».

В XXI веке Фоменко вновь обращается к Островскому, и новое здание своего театра открывает премьерой «Бесприданницы», одной из самых мрачных пьес Островского. Предчувствие обреченности входит в этот спектакль вместе с Ларисой. Глаз от нее не оторвать, и смотреть больно. Слова Кнурова: «В ней же совсем нет этого житейского», — точное описание героини Полины Агуреевой. Агуреева играет самое трудное — первую любовь. Когда хмель бродит в крови и весь мир сосредоточен на одном желании, одном чувстве. Эту девочку действительно надо беречь, спасать от нее самой. Островский любил писать этих нежных и пылких русских бесприданниц, выросших на волжских берегах. Девушек, которые мечтают о полетах, о воле, о любви. И гибнут быстро, без жалоб и стонов.

«Лес» МХТ имени А. П. Чехова, Счастливцев — Авангард Леонтьев, Несчастливцев — Дмитрий Назаров

В МХТ имени Чехова самым громким спектаклем середины нулевых стал «Лес», поставленный Кириллом Серебренниковым. События разворачиваются в советских интерьерах эпохи застоя. Усадьба Гурмыжской до боли напоминает номенклатурный пансионат с роялем и банкетным залом. И в эту болотную тишь бомбой вторгаются вольные комедианты Счастливцев и Несчастливцев, прелестно сыгранные Авангардом Леонтьевым и Дмитрием Назаровым.

Островского-сатирика решил вернуть на сцену и режиссер Константин Богомолов, взяв хрестоматийных «Волков и овец». Овец он обрядил в такие волчьи шкуры, что даже самые недогадливые зрители быстро понимают, что "человек человеку волк« — на этом правиле вся жизнь российская держится. Действие в спектакле «Табакерки» опрокинуто в наши дни, и в героях Островского вдруг проступают рыла дельцов периода дикого капитализма. Тут герои подделывают векселя под православными иконами и, нагрешив, исправно зажигают свечи в паникадилах.

«Волки и овцы» Театр-студия п/р О. Табакова, Евлампия Николаевна Купавина, богатая молодая вдова — Дарья Мороз

Давно замечено, что из всех русских классиков Островский — наименее субъективный. В нем нет ни волшебной фактурности Гоголя, ни острого толстовского психологизма, ни «фантастического реализма» Достоевского. Потому-то его персонажи так узнаваемы — это обычные люди глазами других обычных людей. Островский не пытается внушить симпатию или антипатию к своим героям. И если правда жизни потребует завершить пьесу торжеством порока, он это сделает. Современники Островского этому ужасались и обвиняли драматурга в цинизме. Но в XXI веке это кажется всего лишь трезвомыслием. Может, поэтому Островский, кем бы он не представал в своих пьесах — обличителем «темного царства», поэтом русской души или знатоком характеров, — по-прежнему востребован нашей сценой.

«Бесприданница» / 15 апреля / «Мастерская Петра Фоменко», Новая сцена / Кутузовский пр-т, 30/32 / 8-499-249-17-40

«Волки и овцы» / 21 апреля / Театр п/р О. Табакова / ул. Чаплыгина, 20, стр. 1 /
628-77-92

«Лес» / 21 апреля / МХТ им. А.П. Чехова / Камергерский пер., 3 /
629-87-60

Фестиваль провинциальных театров «Островский в Доме Островского»
«Женитьба Белугина» (спектакль Тверского театра драмы) / 16 апреля /
«Последняя жертва» (спектакль Северского театра для детей и юношества) / 17 апреля /
«Снегурочка» (спектакль Костромского драматического театра им. А.Н. Островского / Малый театр / Театральная пл., 1/6 /
623-49-63