Россия, XVIII век. Плодятся самозванцы. Императрица Екатерина II весьма недовольна этим обстоятельством. Успешно подавив пугачевский бунт, она начинает травлю очередной претендентки на престол – Елизаветы, засылая в ее стан своего фаворита и любовника.

Главную партию уверенно ведет Мария Аронова, блестяще демонстрирующая дар перевоплощения. Величавая стать, медлительная поступь, утрированный говорок, «сплющенный» немецким акцентом. Стоит только бросить взгляд – и все исполнится. Но императрица Ароновой – человек живой и ничто человеческое ей не чуждо. Может и скромницей прикинуться, подчеркивая свое провинциальное происхождение, не прочь и народ посмешить. Но так, что каждая выходка царственной особы – будь то кормление собачек (в спектакле «играют» две левретки), легкая клоунада со сломанными гусиными перьями или почти эстрадная реприза о «смелой и гуманистической мысли Дидерота» – выглядит мило и органично. Зато когда узнает, что любовь Алексея Орлова  – всего лишь любовь по приказу, будет уже не до смеха. Разверзнутся горы, прольются реки слез, раздастся крик, подобный грому. Кару для любимого выберет, конечно же, самую иезуитскую. А Елизавете и вовсе не будет пощады. Потому как «девка эта» посягает не на престол, а на самое сокровенное. Императрица больше не первая женщина государства. Почти как в сказке: «Я ль на свете всех милее?»

А прелестной государевой сопернице (Анна Дубровская) ни спрашивать, ни доказывать ничего не надо. В таких влюбляются с первого взгляда. Широко распахнутые глаза, тонкий стан, невероятная открытость. С детской запальчивостью жалуется Елизавета Орлову на то, что Екатерина отняла у нее все. Но какое дело этой прозрачной сильфиде до царицы-матушки? В романтическом духе проводит Дубровская сцены в тюрьме – томно изображает княжну Тараканову с картины Флавицкого, а под конец страдает и мечется, как безумная Жизель.