14 и 15 ноября в Большом театре выступит одна из ведущих балетных трупп мира – Хьюстонский балет. Это первая американская танцевальная труппа высокого класса, приезжающая в Россию почти в полном составе.

В Москве она покажет балеты «россыпью» – хореографические миниатюры в сочетании с фрагментами масштабных постановок. Вместе с американскими танцовщиками на сцену выйдет Нина Ананиашвили.

На вопросы нашего корреспондента отвечают организаторы гастролей Ирада Акперова, генеральный директор продюсерской фирмы «Постмодерн-театр», и Илья Демичев, генеральный директор продюсерского центра «Позитив».

– Почему вы решили пригласить в Москву Хьюстонский балет?

– Бен Стивенсон, возглавляющий балетную труппу Хьюстона, всегда мечтал показать свое детище московским зрителям. Мы вели переговоры с Хьюстонским балетом о гастролях в России еще в 1997 году. Тогда мы собирались показать их блокбастер «Дракула», который видел весь мир. Но, к сожалению, эту идею не удалось осуществить. Сейчас мы привозим совсем другую программу – не менее интересную. Не последнюю роль в этом решении сыграла Нина Ананиашвили – прима-балерина Хьюстонского балета, актриса, с которой мы постоянно работаем.

Хьюстонский балет в мире называют техасским чудом. Это первая американская балетная труппа, которая приезжает в полном составе на сцену Большого театра за последние двадцать лет. Подготовка гастролей идет больше года. Для среднестатистического продюсера Москвы это беспрецедентный случай.

– Сколько человек вы собираетесь привезти?

– В труппе 80 человек, мы привозим 54. Декорации летят специальным самолетом. Мы не хотели перевозить их морем из-за суеверия. Несколько лет назад во время московских гастролей труппы Мориса Бежара декорации шли морем. Начался шторм, и их доставили на день позже, что сильно осложнило их монтаж.

– Почему вы привозите только фрагменты спектаклей?

– Мы очень хотели привезти весь балет «Манон», где ведущую партию исполняет Нина Ананиашвили, но не смогли этого сделать по техническим причинам. Декорации весят 1,5 тонны. Их невозможно привезти самолетом, и тут никакие спонсоры не помогут. Рисковать не хотелось – уже сейчас перевозка декораций будет стоить больших денег. А бюджет гастролей составляет полмиллиона долларов.

– Какие декорации вы выбрали?

– В Москву везут задники к балетам, выполненные художницей и известной актрисой Джейн Сеймур (сериал «Доктор Куинн, женщина-врач»), и очень дорогие костюмы. Для «Клеопатры» (это последняя премьера Хьюстонского балета) были сделаны специальные украшения: браслеты, серьги, кольца. В этом балете на танцовщицах будет надето несколько килограммов металла, танцевать в таких аксессуарах – нелегкий труд.

– Американцы ответственно отнеслись к подготовке гастролей?

– Конечно. Впервые сталкиваюсь с такой жесточайшей дисциплиной. Как правило, большие коллективы c большим менеджментом очень бюрократичны. А в работе менеджеров из Хьюстона почти не было сбоев. В контракте оговорено все – вплоть до температуры, при которой артисты могут выходить на сцену.

– И какой она должна быть?

– Не ниже 18 градусов по Цельсию. Поскольку они из теплого Хьюстона едут в холодную Россию, этот вопрос стоит остро.

– Нина Ананиашвили не такая капризная?

– Ну что вы! Нина – это образец интеллигентности, скромности и высочайшего профессионализма. Она никогда не капризничает. Выходит на сцену с высокой температурой и больной ногой. Никому не жалуется, не говорит, что ей больно, плохо, тяжело. Всегда подтянута, всегда улыбается.

– В каких балетах она будет танцевать?

– В первый день, 14 ноября, Нина станцует «Три прелюдии» – балет Бена Стивенсона на музыку Рахманинова. В свое время его танцевали Наталья Макарова и Михаил Барышников. На следующий день Нина исполнит фрагмент из балета Массне «Манон» в хореографии Кеннета Макмиллана. Ее партнером будет танцовщик Доминик Уолш, мало известный в России, но очень популярный на Западе. Программа гастролей получилась очень изысканной. Но она рассчитана на самый широкий круг зрителей. В ней есть классика, неоклассика и модерн. В труппе очень много афроамериканцев. У них непривычная пластика, даже если они танцуют классический балет. В Москве почти не показывали балетов в таком исполнении.

– Будет ли живая музыка?

– Да. Мы, конечно, не привозим из Хьюстона оркестр. Но их дирижер Эрманно Флорио будет управлять оркестром Московской государственной академической филармонии. Для балета Стэнтона Уэлша «Индиго» на музыку Вивальди мы специально искали старинные клавесин и орган.

– «Постмодерн театр» и «Позитив» будут продолжать совместную работу?

– Мы задумали вместе большой проект «Американские сезоны в Москве». Мы хотим привезти Метрополитен-оперу, лазерные инсталляции американских художников, совершенно неизвестный у нас Балет Майами. Американская культура – это не только голливудские блокбастеры. Существует огромный культурный пласт, с которым наша публика почти не знакома. Нам хочется, чтобы у нашего зрителя сложилось более целостное впечатление о том, что такое американское искусство сегодня. Возможно, когда-нибудь мы сможем провести в Москве дни американской культуры.

Гастроли Хьюстонского балета пройдут на сцене Большого театра 14 и 15 ноября. Заказ билетов по т. 248-08-22, 258-00-00