Мнение Литературный текст может быть не менее театральным, чем движущаяся декорация, музыкальные вариации или иные режиссерские находки. Лишь очень немногие актеры, вроде Александра Филиппенко, в последнее время именно в слове, точнее, в литературном стиле черпали театральную энергию. А о том, что слово давно обесценено, не говорил разве что ленивый. Но театр, как и природа, не терпит пустоты. Педагог и теперь уже известный режиссер Марина Брусникина заняла эту пустующую нишу литературного театра – когда-то бывшего важной частью нашего театрального прошлого. Она выпустила на Новой сцене МХАТа два спектакля, лишь формально напоминающих художественную читку: сначала «Пролетного гуся» Виктора Астафьева, а затем «Сонечку» Людмилы Улицкой.
Актеры здесь похожи на хор, поющий а капелла. Одни и те же роли передаются от актера к актеру, которые меняют тембры, обогащают разными красками, но при этом сохраняют единый – исповедальный – тон. Кстати, что такое петь а капелла, мхатовская молодежь (плюс Виталий Егоров из «Табакерки», которому некогда прочили оперное будущее) знает не понаслышке: поют Баха и Моцарта, Бетховена и Хачатуряна. Их «инструменты» – тела, голоса и души – настроены таким образом, чтобы и прозу исполнять как музыку. Из громкой какофонии исторических катаклизмов, которые пришлись на долю нашей страны (война, репрессии, эмиграция, эвакуация, разоренный быт), авторы «Сонечки» извлекают лишь камерную мелодию частной жизни.