Если смешать танец и акробатику, добавить интерактив и яркое эстрадное шоу, то получится всемирно известный американский театр Pilobolus.

Бойкие продавцы билетов будут уверять вас, что это первые гастроли театра в России — не верьте. Pilobolus с Майклом Трейси у нас уже был в лихие 90-е. И все, кто его видели, не забыли сносящие крышу номера-аттракционы. Сделаны они были с такой фантазией, что балет и contemporary dance отдыхают — хватало посмотреть на танцы пару минут, чтобы запомнить их навсегда.

Труппа появилась на свет в 1971 году в Нью-Хемпшире, когда учитель танца местного колледжа (американские колледжи часто вместо физкультуры преподают танец) предложил четырем студентам придумать хореографический номер. Они назвали его Pilobolus — в честь такого особенного гриба, быстро растущего под солнцем. Этот номер смотрелся как манифест.

Ребята в шутку расправились с гравитацией, растянули и уменьшили размеры человеческого тела, посмеялись над постоянством привычных форм — будь то памятник, здание, дерево или живой человек. Так родился фирменный стиль Pilobolus. А квартет, как понимаете, стал основой будущей труппы.

С той поры минуло почти сорок лет. Состав Pilobolus несколько раз обновлялся, послужной список пополнился участием в престижных проектах вроде церемонии вручения «Оскаров» и рекламных акциях крупнейших компаний. На многих сценах мира Pilobolus стал любимцем, регулярно собирающим полный зал. В чем секрет такой стойкой популярности?

Главный, похоже, очень прост: американцы спокойно относятся к соседству серьезного и легкого искусства и не строят из себя снобов, когда речь идет об entertainment. Танцевать под классическую музыку, конечно, тоже можно, но этим уже занята тьма трупп. А вот в полной мере воскресить другую линию из родословной танца — цирковую, бродячих жонглеров и акробатов — не пришло в голову никому. Кроме Pilobolus.

Труппу можно также считать образцом демократии: ею умудряются управлять несколько худруков одновременно. Принято считать, что такой подход ведет к хаосу. Однако ансамбль от этого только выигрывает, поскольку один худрук в нем хореограф, другой профессиональный философ с ученой степенью, третий классный дизайнер. Понятно, что спектаклям это только идет на пользу.

И еще. Как минимум один из отцов-основателей Pilobolus знаком театралам лучше других. Это хореограф Мозес Пендлтон, автор одного из балетов программы Дианы Вишневой «Красота в движении», удостоенной нескольких наград на прошлогодней «Золотой маске». Сейчас в Москве покажут «Страну теней» (Shadowland). На первый взгляд — уморительный аттракцион, он оставляет детское чувство восторга.

Танцовщики вырастают до размеров двухэтажного дома, изображают статую Свободы, складываются в авто, вытягивают руки из глубин сцены до рампы. Шоу-спектакль поражает натуральностью эффектов — ведь как ни крути, самым поразительным фокусом при ближайшем рассмотрении оказывается человеческое тело.